Британский суд решил, что свобода слова важнее «свободы оскорбляться»

29 декабря 2020, 10:50
Некая Кейт Сторроу за оскорбление трансгендерной женщины в интернете (в её постах, о ужас, фигурировали слова «мужик» и «свинья в парике») была осуждена условно на два года с выплатой штрафа в £1000.

Однако, после рассмотрения апелляции в высшей судебной инстанции, два судьи отменили приговор, полностью оправдав Кейт с крайне интересной формулировкой.
 
А именно: «Свобода слова включает в себя право обижать других людей и оскорблять их чувства... Попытка разрешать только безобидные высказывания вступает в фундаментальное противоречие с принципом свободы».
 
В итоге это наверняка повлияет на массы подобных разбирательств в будущем — учитывая принцип прецедентности англосаксонского права. И открытый последние 20 лет ящик Пандоры с этикеткой «толерантность» на крышке (или «оскорбление меньшинств», или «притеснение 666 гендеров») вполне может закрыться. Хотя тут, конечно, надо ещё посмотреть, как всё обернётся.
 
И ещё одна деталь: британский суд отделил «оскорбление» от «клеветы». «Вы коррупционер» или «вы коррупционер, укравший миллион фунтов у бедных сироток» — оцените разницу.
 
Впрочем, помимо прецедентности, у «англосаксонского права» есть и другая козырная мулька: экстерриториальность. Можно долго рассуждать, потушит ли «дело Кейт Сторроу» пожар BLM, бушующий по обе стороны Атлантики.
 
А вот в России, хочется надеяться, будет меньше «регионального ада», когда в безработные в малых городах получают штрафы за «оскорбление власти в соцсетях». А в Хакасии ещё в прошлом году суд благоразумно прекратил административное дело против местного жителя, имевшего неосторожность назвать местного юного губернатора Валентина Коновалова словами на букву «г» и «з». 
Видимо, учитывая социально-экономическую обстановку в республике, это не клевета, а именно оскорбление.