Башни Кремля в период войны с Украиной

30 сентября 2023, 08:06
На 24.02. было пять основных элитных групп, определявших облик Системы РФ.

За фасадом войны эти группы продолжали вести игры, исходя из корпоративных интересов и ограниченного понимания реальности, которые зачастую не соответствует даже сохранению РФ и совсем не совпадают с интересами России. В такой конфигурации группы вступили в войну.

1. Группа Ковальчуки-Чемезов-С.Иванов-(Кириенко)

Обладала самыми мощным ресурсами во всех трех составляющих власти в РФ: АП (Вайно, Кириенко); ФСБ (Королёв, СЭБ, УСБ, Управление М; 1-я служба, ДВКР-Иванов); эк-ий базис: от Газфонда, Согаза, Ростелекома, Интер РАО до ОМЗ, Северстали, Аэрофлота, VK у Ковальчуков; Росатома у Кириенко, Ростеха, УВЗ, Калашникова, Роскосмоса у Чемезова, Алросы, Алмаз-Антея, РТ у Иванова.

Многочисленная клиентела в АП (Фурсенко, Мединский, Биленкина), в Правительстве (Чернышенко, Савельев, Кравцов; Мантуров), включая союзного Мишустина, в регионах (Беглов) – позволяли если не управлять, то определять основные векторы Системы РФ.

Младшим партнёром триумвирата был Кириенко. Недоведённая до конца реформа Конституции с передачей власти Госсовету не позволила ему в 2020 триумфально стать полноправным членом ведущей тройки, потеснив постепенно теряющего влияние С. Иванова. В то же время, убрав недружественного Суркова с курирования Украины и постсоветского пространства, блок ушел не к Кириенко или Вайно, а под Козака, пролоббированного Ивановым.

Другими партнёрами Группы были семейные Громов и Песков, курировавшие два управления по пропаганде в АП. С учётом контроля Ковальчуками большинства СМИ через НМГ и Газпром-медиа, их самостоятельность все больше становилась эфемерной, особенно после 19 г. 

Группа имела хорошие отношения с Собяниным. Также среди их союзников Миллер, Костин (партнёр по Согазу), Греф, Токарев, Усманов. 

Особую пикантность придавало взаимодействие группы с фондом Иннопрактика (Тихонова) и Сириусом (Шмелёва, ОНФ). 
Даже этого списка хватает, чтобы оценить маркизов Карабасов РФ образца 23.02.22. 

2. Группа «Совбез»: Патрушев-Медведев-N 

Разрозненные группы силовиков из разных ведомств начали консолидироваться в 2020 вокруг аппарата СБ РФ. Находкой стало появление в их среде Медведева, всеми отвергнутого и обиженного на большую часть элиты РФ. И в первую очередь на Ковальчуков, Семью и Сечина (а также коллективный Запад). С его помощью удалось завязать контакты с Володиным и Турчаком-мл, а также рядом членов ГД и СФ. Золотов был союзником по причине вражды с Сечиным и Шойгу.

Эк-ий базис: АПК, Россельхозбанк, Мираторг, Илим-Палп 
А/р: Чуйченко (Минюст), Коновалов (полпред в КС), Винниченко (ГП). Гордеев (ГД). 

3. Группа Сечин-Тимченко 

Сечин выбирает не с кем дружить, а против кого. Несмотря на давние контакты с Ковальчуками (энергетика, Минэнерго, Интер РАО), после разрыва с Патрушевым, наиболее плотные связи сложились с аполитичным Тимченко. Благодаря Роснефти бч экспорта нефти шла через Gunvor. Общие интересы против Газпрома позволили создать «независимую» альтернативу газовой Проекты Новатэка и Роснефти в судостроении еще больше их сблизили.  
Э/б: Роснефть, Совкомфлот (Франк), АЕОН (Троценко, аэропорты, химия), Россети (Рюмин, Медведчук), Интер РАО, Звезда. Близок Лисин.  
А/р: Шальков (АП), Краснов (ГП). ФСБ: Управление К (Ткачёв) 

4. Группа Ротенбергов 

У многочисленного клана Ротенбергов накопились конфликты со многими ведущими игроками. С Ковальчуками по РЖД и Аэрофлоту, Сечиным по ГП и ФСБ. После прихода Савельева вотчина в Мин-ве транспорта ликвидирована. Влияние в ФСБ также уменьшилось.  
Э/б: СМП, РЖД, Дом.РФ, ГТЛК, Автодор, Шереметьево, Минудобрения, Мостотрест. ‘Платон’.
 
5. Группа «Семья» 

Юмашев-Дьяченко, Волошин, Абрамович, Дерипаска плюс Шойгу-Воробьёвы, Собянин, Чайка. 
Союзники: группа Альфа, Дворкович, Шувалов (ВЭБ) 
После отставки Чайки из ГП (где уже хозяйничали Ротенберги с Чемезовым) Семья практически потеряла влияние на политику в РФ. Шойгу и Собянин сконцентрировались на ведомственных и мэрских вопросах, тем более, что объекты их курирования больше групповых целей.

Сдвоенный конфликт с Западом и Украиной прошёлся ломом по конфигурации элит. Больше всего подверглись деформации самые приближённые к Кремлю группы.

Изначально война против Украины рассматривалась как локальная задача по усилению позиций РФ как во внешнем мире, так и внутри с прицелом на Трансфер-24. Общее мнение сводилось к тому, что Запад не пойдет на прямой конфликт, а самое слабое звено, Европа, - не поддержит масштабные санкции и разрыв отношений с РФ. Такая логика следствие когнитивных предубеждений, давно пленивших правящий слой РФ: mirror-imaging и transferred judgement, когда люди зеркалят своё представление о мире и переносят свой образ мышления на действия противника.

После провала молниеносной операции, оказалось, что элиты РФ не готовы вести затяжную войну и испытывать давление санкций. Стало очевидно, что никакой партии войны в Стране-Победительнице нет. Весной 2022 все элитные группы стали партиями мира. Даже группа Совбеза не планировала продолжать лобовое противостояние, за исключением её радикального крыла. За переговорный процесс под девизом мир любой ценой взялась самая могущественная на тот момент группа Ковальчуков-Чемезова-Иванова. Делегацию РФ возглавил Мединский (Ковальчуки), замминистра МО Фролов (Чемезов), Слуцкий (Собянин-Семья-Нисанов), Грызлов (Патрушев-Совбез). И хотя инициатива привлечения к переговорам Абрамовича была от украинской стороны (Коломойский, Ахметов), именно Ковальчуки убедили Путина использовать его как временного посредника – лавры миротворцев всё равно должны были принадлежать им.

Стамбулы-1/2/3 не дали вожделенный мир, жесты доброй воли не остановили конфликт, а резко увеличили его эскалацию, породив иллюзию возможной военной победы над Россией. В этой атмосфере голуби мира на Западе потеряли своё влияние и отстранены от принятия решений. Все последующие попытки перемирия предполагали лишь заморозку конфликта на определённый период, при всё более размытых обязательствах. Что закономерно привело к срыву заключения меморандума на Бали в ноябре 22. В то же время локальные инициативы, вроде зерновой сделки (июль 22) или странного отступления с Харьковщины (сентябрь 22), заключённые при прямом участии Абрамовича и Эрдогана (и Совбеза), позволили сдвинуть группу Ковальчуков из внешнеполитического трека.

Это привело к реанимации Семьи, которая стала стремительно возрождать былое влияние, приблизившись к положению 2003 г, когда они рассматривали замену Путина на последующих выборах, до их разгрома «питерскими силовиками». Отныне Абрамович, и координирующие его Юмашев с Волошиным, взяли за вымя «партию стабильности» Системы РФ, обескураженной беспределом со стороны цивилизованного Запада в отношении самого дорогого и вдохновлённой сладкими сказками о козле отпущения.

Внешний контур войны с Украиной закрепляется за Абрамовичем (Семьёй) и тремя группами: Совбез, татарстанский клан (Турция и тюркские страны, СА), Кадыров (гос-ва Залива, Ближний Восток). Китай, предпочитающий традиционные формы дипломатии, продолжает работать с госинститутами РФ.

К январю 2023 оформляются 3 проекта, вокруг которых консолидируются элиты: Проект Похабного мира (Семья) – Проект Заморозки (Ковальчук-Чемезов + Ротенберги, Тимченко, Миллер, Греф, Сечин) – Проект Мобилизации (Совбез). Психологически элитам РФ ближе проект Заморозки, который не предполагает масштабных преобразований и сохраняет столь любимую инерцию. Но даже им очевидно, что Запад не пойдет на заморозку.

Позиция ни мира, ни войны – это путь в никуда. Сторонники этого проекта представляют собой рыхлое пассивное большинство, камлающих на мифологему «Путин вырулит». Это накладывается на внутриэлитные конфликты, годами загонявшиеся под ковёр, потери от санкций, разное видение итогов СВО. В результате среди сторонников этого проекта происходит переток игроков и идёт дальнейшее раздробление. Наиболее активные акторы интегрируются в радикальные проекты: ППМ и ПМ.