Главная тайна истуканов острова Пасхи

16 января, 11:58
Время от времени делал комментарии в разных журналах о загадочных истуканах острова Пасхи и тайне их перемещений по острову. Давно было пора сделать нормальный пост и вот он.

Попытался найти самое раннее фото истуканов острова Пасхи.
В википедиях есть только одно раннее фото якобы 1880 года.





Которое, бесспорно, делалось в 1922 году, вместе с этим.



А чего-то более раннего достоверного, чем в этой книге 1919 года, нет . Первые фото гигантских статуй острова имеются только с 1919 года, хотя открыт он в 18 веке. Это значит только одно: гигантские статуи моаи сделаны незадолго до этого, в конце 19 - начале 20 веков. В порядке создания истории Easter Island, он же остров Пасхи.

Упоминание о статуях до этого было в книге немецкого автора Беренса, плававшего под командой голландского Роггевена и якобы видевшего истуканов, «Путешествие по южным странам и вокруг света в 1721–1722 гг», изданной в 1737 году, а еще через век и в нашедшемся дневнике самого Роггевена. Но даже маленькой аннотации хватит, чтобы понять: это даже не вброс, а просто фантазия. Один простой факт опровергает "свидетельство" - на всех первофото статуи закопаны, а некоторые в таком виде и по сей день.

"Больше всего голландцев удивили огромные статуи, высотой до 30 футов и более. Их было очень много, и все они стояли на каменных платформах, островитяне воздавали этим идолам (по мнению голландцев, глиняным) всевозможные почести. Все статуи были задрапированы длинными полосами материи, и эти драпировки свешивались с плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями. Островитяне разводили перед ними костры. Сидя на корточках со склоненными головами, они помывали сложенными ладонями, поднимая руки горе и опуская их".

Никто не смог подтвердить открытия, приписанные Роггевену, и даже узнать что-либо о жизни этого мореплавателя после описания его путешествия другим автором, Беренсом. Так что это "свидетельство" - просто одна из фантазий чрезвычайно популярного в 18 веке жанра путешествий и приключений.

А в таком виде открытие Роггевена представлялось современникам.

"Ídolos de la Isla de Pascua". Reproducción del grabado original (de 16,3 x 26 cm, por Bayalus y Descartes, realizado durante la expedición de Jacob Roggeveen, 1722), conservado en Colección Museo Histórico Nacional.

"Идолы острова Пасхи". Воспроизведение оригинальной гравюры (16,3 х 26 см, Баялус и Декарт, сделанные во время экспедиции Якова Роггевина, 1722), сохранилось в коллекции Национального Исторического музея.

Имеет ли отношение эта фантазия южных морей к реальным статуям о.Пасхи? Нет, разумеется. На острове нет ни одной сидящей на постаменте статуи.



Впрочем, одна статуя отдаленно похожа на фантазию Роггевена, но ее почти не показывают публике. Очень неудачная, сделанная не в стилистике остальных статуй, еще и какая-то проволока от каркаса прямо перед глазами торчит.






Есть книга 1903 года издания о путешествии испанского капитана Фелипе Гонсалеса на остров The Voyage of Captain Don Felipe González to Easter Island. 1770-1.

Дословный перевод отсюда , со стр.181:

"Мы убедились, что то, что мы приняли за кусты пирамидальной формы, на самом деле является статуями или изображениями идолов, которым поклоняются туземцы; они сделаны из камня и имеют такую высоту и полноту, что кажутся огромными толстыми колоннами, и, как я впоследствии убедился, рассматривая их и принимая их размеры, все тело состоит из одного блока, а корона или головной убор-из другого; на верхней поверхности последнего имеется небольшая вогнутость, в которую они помещают кости своих умерших, из чего можно заключить, что они служат одновременно идолам и погребальным кострам. Но трудно понять, как они могли установить такие великолепные статуи и поддерживать их должным образом сбалансированными на таком количестве мелких камней, которые помещены в основание или постамент, поддерживающий их большой вес. Материал статуи-очень твердый камень, а потому весомый; попробовав его сам с мотыгой, он ударил по огню: доказательство его плотности. Корона сделана из другого камня, который в изобилии встречается на острове, но я не видел ничего похожего на эту фигуру: она сделана очень грубо. Единственная особенность в конфигурации лица-это грубая выемка для глаз: ноздри довольно имитированы, а рот простирается от уха до уха, о чем свидетельствует небольшая борозда или выемка в камне. Шея имеет некоторое сходство; руки и ноги отсутствуют, и она идет от шеи вниз в виде грубо скроенного туловища. Диаметр короны гораздо больше диаметра головы, на которой она покоится, и ее нижний край выступает значительно за пределы лба фигуры; положение, которое вызывает удивление, что она не падает..."

Это вообще о чем? Пирамидальные статуи, рот от уха до уха, на постаменте из камней, с корзиной костей, и камень искрит от удара железной мотыгой... Автор описания, без сомнений, не видел, не касался, не бил мотыгой по истуканам.

Этот рисунок сделал английский художник Уильям Ходжес, участник второй экспедиции Джеймса Кука, высадившейся на острове 12 марта 1774 года.

Нет ни такого места, ни подобных статуй, ясно, что изображения сделаны из головы. Очевидны две идеи, которые стремился передать художник: очень большая древность и наличие шапок. Исследователи, объясняя полную непохожесть места и статуй, осторожно говорят, что художник делал рисунок по памяти.





Жан-Франсуа Лаперуз. "Путешествие по всему миру на «Буссоли» и «Астролябии»". 1786 год.

"Самые большие из этих грубо изготовленных бюстов, стоящих на постаментах, которые мы обмерили, насчитывали не более шестнадцати футов шести дюймов в высоту, семь футов шесть дюймов в ширину на уровне плеч, три фута в толщину в средней части, шесть футов в ширину и пять футов в толщину у основания. Эти бюсты, говорю я, вполне могли быть творением народа, ныне населяющего этот остров, и его численность, я полагаю, и без преувеличения, может составлять две тысячи человек".

Снова фантазия.
Во-первых, статуи снова на постаментах, отсутствующих в натуре.
Во-вторых, 16 футов 6 дюймов высоты самой крупной статуи - это 5 метров.

Имеется карандашный рисунок с натуры, выполненный 9 апреля 1786 года художником Дюше де Вансом, который сопровождал Ла Перу в его кругосветном путешествии.



Это явно не про те статуи, что в натуре. Автор в глаза не видел статуи, имеющиеся на острове, и не обмерял самые крупные. Которые, если кто не знает, от 10 до 11 с половиной метров.

В апреле 1804 года русский капитан Ю.Ф. Лисянский стоял несколько дней возле острова Пасхи на корабле "Нева", дожидаясь И.Ф. Крузенштерна на корабле "Надежда". Сам не высаживался, только осматривал остров издалека и заметил несколько статуй, а на остров отправил лейтенанта Повалишина, со слов которого дал описание статуй в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах". СПб., 1812. Ч. 1.

Единственная деталь в книге говорит о том, что речь близко не идет о знаменитых истуканах, имеющихся на острове. Высота статуй Лисянского-Повалишина три метра, плюс метровые шапки.

"Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [4 м]. Четвёртую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй".

Русский мореплаватель О.Е. Коцебу, знакомый с трудами Кука и Лаперуза, посетил остров в марте 1816 года и не нашел ни одной статуи, несмотря на все старания, а увидел только кучку камней и решил, что это и есть бывшие статуи. О чем честно сообщил в своей книге "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением Его Сиятельства, Господина Государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцова на корабле "Рюрике" под начальством флота лейтенанта Коцебу". СПб., 1821. Ч. 1.







Зарисовка французского морского офицера и писателя Пьера Лоти , прибывшего на остров Пасхи в 1871 году. Под рисунком надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".

В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?

Чистая фантазия жанра путешествий и приключений.



Первое в истории относительно близкое изображение. Рисунок художника Александра де Бара 1886 года, по эскизу французского ученого, этнографа Альфонсо Пинара, посетившего остров Пасхи в 1877 году. Это лагерь офицеров в кратере вулкана Рано Рараку в Пасхальное воскресенье 1877 года.

Понятно, что там и таких статуй не существует. Ученые объясняют фантазию тем, что художник сознательно изобразил небывалое, чтобы показать разные стадии готовности вырубаемых и вытесываемых статуй.



Но главное не это.

Рисунок выдающийся.

Во-первых, он выдает то, что ни ученый, ни художник понятия не имели о реальных статуях, головы которых не могут стоять на скальном основании, поскольку у них есть туловища, закопанные в грунт.
Второе и главное: в реале ученый и художник могли видеть только таких истуканов, закопанных по шею.
Рисунок вполне надежно может указывать на время начала работ над формовкой статуй - 1886 год.

Но это еще много лет делалось тихо и оставалось не известным научной и остальной общественности. Никто не видел именно такие, реалистичные по облику и размеру статуи. В 1909 году Малый энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона все еще ничего не знал о выдающихся идолах. В статье указаны другие достпримечательности и события: "Пасхи, остров или Вайгу (Waihu), самый вост. из островов Полинезии, 118 кв. км., 150 жит.; открыт 1722 в праздник Пасхи, 1888 занят респ. Чили. Развалины древних храмов".

Как видим, не часто посещали мореплаватели остров с такими замечательными, большими, неповторимыми, единственными в мире статуями. А когда посещали, то видели какие-то совсем другие статуи, либо вообще никаких не видели.

Это значит только одно: не было нынешних замечательных статуй в эти посещения, первое реалистичное избражение  со значительными ошибками появилось только в 1886 году. И первой работой, познакомившей мир с реальными статуями, стала книга The Mystery of Easter Island: The Story of an Expedition, изданная Кэтрин Рутледж (1866-1935) в 1919 году.
На острове писательница была в 1914-15 годах, вместе с мужем Уильямом Рутледжем (1859-1939), которого английская Вики представляет как британского этнографа, антрополога и авантюриста. Сама Катрин закончила дни в психиатрической больнице. Вот такое авторство у великой истории, легенд и загадочного культа Человека-Птицы народа Рапа-Нуи, в науке - создателей статуй.



Остров - модель создания истории народа в миниатюре. Своего рода полигон цеха создателей истории. Разумеется, не было никаких войн, королей, династий на этом острове, никем и ничем, кроме записей миссис Кэтрин Рутледж, не подтвержденных. Все сочинено с нуля и явлено общественности в 19 году 20 века. В том числе статуи. Полный новодел, где даже еще опалубную форму не со всех истуканов сняли в первой фотосессии.



Разобравшись с истоками, посмотрим на труды создателей истории острова с помощью современной фотоаппаратуры. Надо взглянуть современной техникой на истуканов, чтобы понять, что к "каменоломне" они не имеют отношения.

Та же аппаратура поможет найти ответ и на самый главный вопрос, мучающий поколения ученых: как перемещали аборигены истуканов, если техника, способная это сделать, появилась лишь в середине 20 века?

Ответ: никак)) Страдать такой глупостью - вырубать неподъемных истуканов и таскать их по горам и долам могут только ученые. Они были сделаны на месте, сформованы твердеющей смесью с вулканическим туфом в составе в ямах на склонах гор в легких формах, после чего грунт разбрасывался. Всего навсего.

На первых фото четы Рутледж статуи либо только что выкопаны - световой загар не успел покрыть подземные части статуй, либо еще закопаны.




Обращаем внимание на то, что "полувырубленные" в "каменоломне" "заготовки" сразу делались как плоские. Формовались на плоской поверхности. Они вообще не предназначены для установки вертикально, а сразу делались как "лежащие заготовки".



Вполне могли привлекаться к формовке гигантских статуй и заключенные. Это немного не сходится с датировкой рисунка Де Бара с первыми правдоподобными моаи - 1886. Чилийская администрация заняла остров под лагерь в 1888 году. То есть начинали точно не зека. С другой стороны, зека отметились на памятниках и Пальмиры, и Египта . И государство вполне может соучаствовать в программе создания памятников истории, как, например, в Мексике.

Современная аппаратура видит больше, чем вековой давности аппарат Рутлеж.

Глаз на месте может и не заметить на такой фактуре, но хороший объектив увидит посторонние предметы, неизбежные при такой мега-формовке.





И забутованный кирпич.





И любимую проволоку всех древних цивилизаций. В совокупности с годом появления артефактов в науке и СМИ - какие могут сомнения в эпохе изготовления?





Для сетевых знатков геологии скажу: вулканический туф включает в себя фрагменты других пород, но не квадратные кирпичи и не проволоки. И не такие, котрые неизбежно вывалятся при высечении, как на первом фото.

Ну и чтобы никаких не было сомнений у ученых академических и альтернативных наук, для них сделали, как в Египте под Асуаном, каменоломню с парой «незаконченных истуканов». Полазить и как следует рассмотреть их нельзя, близко к ним не пускают, но хотя бы профессиональную фотоаппаратуру не запретили автру нижнего снимка, как в Египте. Этого достаточно, чтобы увидеть: в этой формовке такие же потеки и постронние предметы, как и в истуканах, которых здесь якобы рубили и таскали по острову — вот делать-то было нечерта рапануйцам несчастным…









Статуи, разумеется, не армированы. Просто бутовали хлам какой попадет.

Недавно пикап въехал в одну статую моаи. Пикапу хоть бы что, а статуя - в мелкие комочки.
Тут галерейка . И опять посторонние включения. Но не армирование, с ним бы статуя уцелела, а какие-то палки, мусор - вон они справа на ближнем плане. Бутовали все подряд в этого моаи...

Что касается нескольких маленьких и мало похожих на нынешние изваяний,  реально увиденных путешественниками 18-19 веков, то они и сейчас стоят в Британском музее. В коллекции Рутлеж, подаренной музею, помимо других предметов есть истуканы гораздо мельче сделанных на острове. Скорее их нужно рассматривать как эскизы.

Вот единственная похожая, ее высота 2,3 м.





Остальные больше похожи на наброски, не очень удачные, делавшиеся как модели для форм, пока мастер не нашел нужный образ.




Одно-два из этих маленьких изваяний вполне могутт быть и реальным. Но в истории они останутся только как неказистые экспонаты в дополнение к исполнинским статуям на острове.
В истории несчастные рапануйцы вместе с учеными, журналистами, общественностью сети будут вечно рубить и таскать неподъемные статуи, сделанные формовкой в грунте на маленьком острове среди Тихого океана.

Помянем, раз уж мы про историю рапануйцев, сделанную в литературе, и "письменность". Ею тоже наделили легендарный народ создатели истории, как без нее! Несколько табличек ронго-ронго, сделанных в середине 19 века на плашечках теспезии - священного дерева островов Полинезии, использующегося для ритуальных фигурок и племенных барабанов, из европейского весла, обшивки европейского корабля, а также из подокарпа, дерева, растущего в ЮАР. Плашечки длиной 0,2-0,7 м плюс палка-посох длиной 1,26 м.

Ни к одной известной системе письменности, установили ученые, ронго-ронго не относится. Живых рапануйцев, понимающих таблички, исследователи не нашли, иных надписей где-либо, кроме табличек на острове, не обнаружили, расшифровать по сей день не сумели. И не сумеют. Потому что это сделано из головы, без всякого смысла, просто как необходимый атрибут истории.



Ума и здоровья.