История Розенкрейцеров

4 октября 2023, 12:00
Возвращаюсь из Португалии. Одна из целей там была разобраться со странной историей, произошедшей в Германии в 1616 году.

Эхо этой истории ходит по миру до сих пор и будоражит воображение мистически настроенных людей. Т.е. в то время появилась книжка, а точнее, три публикации об ордене розенкрейцеров и его основателе неком Кристиане Розенкрейцере. С тех пор многие кружки и ложи европейских мистиков приписывают себе связь с этим таинственным братством. "Розенкрейцерство" стало таким же излюбленным фантомом новой мистики, как и наследие ордена Тамплиеров. 
Рациональные исследователи считают, как правило, те давние публикации 1616 года чистой литературной мистификацией автора из Гейдельберга Иоганнеса Андреа.
Ещё четыре года назад у меня появились подозрения, что это произведение начала 17 века фальшивкой и мистификацией все же не является и корни его весьма неожиданно уходят в Португалию 15 века. Но в то время реальных знаний португальской истории и литературы мне не хватило для развития темы. 
Сейчас можно продолжить. 
Нас ждёт путешествие вглубь европейской мистики средних веков. 
И в конце концов, может статься, понятнее окажутся многие всем известные полотна средних веков, понятнее окажутся тот круг мыслей и представлений, которым жила образованная верхушка того мира, который мы называем "миром Возрождения".
.....
Ч. 1 Манифесты розенкрейцеров и их загадка 

Итак, кто же такие розенкрейцеры?
Об этом "братстве" и его основателе Кристиане Розенкрейцере торжественно объявлено было в брошюре " Fama fraternitatis". В ней было рассказано о неком НЕМЕЦКОМ монахе Кристиане Розенкрейцере, который взыскал таинственную мудрость Востока, отправился в Иерусалим, но вместо Иерусалима пришел в Дамаск, где встретился с таинственными учителями Востока. Те послали его дальше, в марокканский город Фес, где он уже основательно поучился таинственной мудрости. Вернувшись в Европу, он некоторое время провел в Испании. (Скажем сразу, что тогдашняя "Испания" оставляет свободу интерпретации, в какой именно части Иберийского полуострова он был, в Кастилии, Аррагоне, или тогдашней Португалии). Потом он вернулся в Германию. И создал братство из восьми первых последователей, которые, впоследствии  инициировали учеников. Имена учеников скрыты за инициалами. Все вообще предельно таинственно. Кристиан Розенкрейцер решил, что учение его ордена следует вообще сохранить в тайне на ближайшие 100 лет. Так что "ученики учеников" его всех подробностей науки основателя не знали и томились неизвестностью. Он унес эти подробности в свою могилу - в буквальном смысле этого слова. И вот ученики через 120 лет (!) после смерти основателя вскрывают его гробницу. Там находят прежде всего пророчество "сия гробница будет вскрыта через 120 лет", находят его тексты, откровения и многие чудесные предметы". Время пришло! Ученики объявляют, что их общество остаётся тайным, но приглашают в него новых членов, неравнодушных и пытливых людей, готовых работать над познанием мира и улучшением человеческого общества. 
А в чем же все же состояла "наука" Кристана Розенкрейцера, которую он преподал ученикам? Об этом говорит один трактат, который появился вскоре, в 1616 году вслед за воззванием "братства розенкрейцеров", под названием "Химическая женитьба Кристиана Розенкрейцера". Написан он от лица того самого основателя братства. В нем описывается приезд Кристиана Розенкрейцера на некую "королевскую свадьбу" и испытанные им при этом приключения. Все это лишено какой-либо очевидной привязки к конкретному земному пространству. Персонажи, события и обстоятельства имеют откровенно аллегорическую и символическую природу. И из самого названия и из содержания понятно, что речь идёт об алхимии, об алхимическом процессе, участники же "свадьбы" являются либо адептами алхимии, совершающими свою "работу", либо мистическими сущностями и химическими (природными) элементами, с которыми алхимики работают.

При этом все это не является узкой лабораторной мистикой. В этой работе вместе с "профессионалами" алхимиками участвуют и императоры, короли и сильные мира всего. Алхимический процесс понимается как что-то мистически важное для возрождения и обновления земной власти и общества.
Какого общества? Какой страны? Какой власти? На это нет никаких прямых указаний. Но в полном мистическом тумане присутствует только четкое указание на время действия, "1459 год". Сам Кристиан Розенкрейцер умер, как сказано, прожив 106 лет в 1484 году. "Могила" его "была вскрыта" в 1604ом. В 1459ом ему должно было быть 81 и в произведении он представлен как почтенный старик.
Какое отношение к реальности имеет фигура Кристиана Розенкрейцера?
Кто вообще стоит за этим произведением?

Последнее, впрочем, хорошо известно. ПУБЛИКАЦИЯ этих произведений принадлежит Иоганнесу Андреа, автору из тогдашнего Пфальца. Впоследствии сам он признавался, что все это шутка и мистификация.

Исчерпан ли этим вопрос с Христианом Розенкрейцером? Иоганнес Андреа отнюдь не объяснил при этом сложный символический язык своих произведений. Если это была шутка, то о чем была эта разработанная и изысканная шутка? В "Химической женитьбе" не раз появляется шутка, подмигивание, иронические намеки и игра с сокрытием "тайного знания". Не является ли и это признание автора (или только редактора и публикатора?) ещё одним фокусом в этой символической игре?

Что говорит об этом современная академическая наука? Вообще комментаторы во многом разобрались за прошедшие 300 лет. 
Понятно, что это произведение не случайно появилось в Пальце в 1616 году. Оно было посвящено реальной "королевской свадьбе". Был, знаете ли, в то время обычай украшать королевские свадьбы хитрыми аллегорическими произведениями.
Именно на эту свадьбу не кто иной, как Вильям Шекспир (или кто уж там скрывался за этим псевдонимом) написал свою последнюю пьесу "Буря". Ну, и неизвестный немецкий автор тоже расстарался!
Эта свадьба должна была стать судьбоносной в истории Европы. Дочь английского короля Джеймса 6го .... была выдана за курфюрста Пфальца из рода Виттельсбахов Фридриха 5го.
В глазах немецких протестантов - это была надежда на соединение двух частей реформированной Европы, отказавшейся от диктата папского престола, - Англии, объединившейся как раз благодаря Джеймсу 6ому в унию с Шотландией и протестантов Германской империи, среди которых основную роль играл Курфюрст Фридрих. При дворе Фридриха процветали и всякого рода мистики и эзотерики. Так что, опубликованный Андреа текст представляется восторженными пожеланиями обновления мира и процветания нового союза со стороны этих мистически взволнованных подданных курфюрста.
Желанного процветания и всеобщего счастья свадьба эта, впрочем, не принесла. Она стала одной из последних звеньев в цепи причин, по которой католическая и протестантские партии в Германской империи (Уния и Лига) сошлись вскоре в кровавой 30-летней войне. Помощь из далёкой Англии не придет. И уже через два года после свадьбы, в 1618 году замок в Хайдельберге, где жила счастливая чета, вокруг которой сплетали вирши поэты и алхимики, превратится в руину.
Авторы (или издатели) розенкрейцерских текстов не так себе представляли, конечно, ближайшее будущее...

Все так. Все эти свадебные гейдельбергские смыслы в "Химической женитьбе" реально читаются. И далее я приведу и дополнительные аргументы в пользу этого "свадебного поздравления".
Но почему тогда автор (если это был автор, а ее редактор  текста?) не довольствуется мистическим туманом, который легко прикрепляется намеками к актуальным событиям, а вводит отчетливую временную перспективу, привязывающую события к далёкому для него 1459-ому году? 
Исследователи до сих пор игнорировали эту временную привязку и списывали все на "свободную фантазию" автора. Именно с этой точки и начнется наше исследование и понимание этого странного текста.

Чась II. Орден "Башни и меча" и совсем другая "королевская свадьба"

Теперь чуть подробнее перескажем странный из одних энигм состоящий текст "Химической женитьбы". Кристиан Розенкрейцер приглашен на королевскую свадьбу, после ряда испытаний он попадает в королевский замок и ещё после ряда испытаний получает допуск на саму свадьбу. Свадьба начинается как ... принесение в жертву молодой королевской пары (даже, собственно, трёх королевских пар, из которых в центре внимания пара молодых короля и королевы). Далее Розенкрейцер вместе с другими избранными гостями отправляется на кораблях на некий остров. Ведёт их все время прекрасная женщина, которая намекает на свое имя, читающееся как "Алхимия". На острове, в башне, стоящей там, они совершают то, что алхимики называли "opus Magnum", "великое дело". Химические операции, начинающиеся с остатков и тлена убитых королей, и завершающиеся созданием "гомункулусов", человечков, прекрасных и совершенных, в которых воскресают молодые король и королева. Т.е. все это была мистерия смерти и воскрешения молодой королевской четы, пробуждающейся обновленной и в новом блеске для мира.

Воскресший король основал орден, названный в книге "орденом золотого камня", куда принимает Розенкрейцера и его таинственных товарищей, свершивших успешно opus Magnum.
Можно сказать, вероятно, что орден Розенкрейцеров, о котором повествовалось в предыдущей брошюре "Fama fraternitatis" восходит у этому ордену.

Мое внимание привлекло в свое время то, что в 1459 году возник действительно новый Орден. Называется он нынче орденом "Башни и меча" и является высшей государственной наградой Португалии. Президент Португалии всегда выступает магистром этого ордена.
История этого ордена делится, впрочем, на два этапа, реальный и легендарный. В нынешнем своем виде орден учрежден в 1808 году. Но считается "восстановлением" Ордена меча, который португальский король Альфонс V, создал якобы в 1459-ом. Это, собственно, смутное средневековое предание. Португальские историки сомневаются, что такой орден когда либо существовал и не знают списка его кавалеров. Предание говорит о том, что Альфонс V создал орден для отвоевания у "мавров" Северной Африки. А название ордена связано с легендой, что в городе ФЕСЕ в Марокко хранится в башне некий таинственный меч, воткнутый то ли в другой меч, то ли в камень (как меч короля Артура), и тот, кто им завладеет, станет властелином Африки. То, что это смутное предание было использовано в 1808ом году тоже очень симптоматично. Тогда возникла потребность в создании светского государственного ордена, которым могли бы быть отмечены заслуги перед страной людей самых разных вероисповеданий. А все остальные рыцарские ордена Португалии прошлого были католическими и церковными. Этот легендарный и мерцавший во мгле  прошлого орден был единственным, созданным королем и не имевшим прямого отношения к католической церкви. Так что его память в новое рациональное и светское время очень пригодилась...
А теперь вспомним историю Розенкрейцера, который именно в городе ФЕСЕ получил, якобы, посвящение в тайны мистической мудрости, вспомним его пребывание после этого в Испании (читай: на Иберийском полуострове), вспомним указанный в книге 1459 год основания ордена...
Детали сгущаются и кажется, что в мы напали на след реальной истории и ее мистического отражения в " Химической женитьбе".

Чтобы понять дальнейшее, надо сказать несколько слов об обстановке 1459 года в тогдашней Европе и на Иберийском полуострове в частности. В эти годы Османская империя рвется на Запад. В 1453ем пал под их ударами древний Константинополь и Восточная римская империя (Византия). Римский папа..., чувствуя нависшую опасность, призывает всех "христианских королей" к крестовому походу на турок. С готовностью откликается на этот призыв только энергичный португальский король Альфонс V. У Португалии и их соседей в Кастилии и Аррагоне свои счеты с мусульманским миром. Португалия завершила свою реконкисту, отвоевание земли у мавров ещё в 13 в (в отличии от Кастилии, которая к этому времени только довершает свою реконкисту).

Энергичные португальцы ещё с начала 15 столетия решили перенести свои усилия на территорию врага в Северную Африку и захватили ряд анклавов на том берегу Средиземного моря. Они в этот момент - ведущие в деле мореплавания в Европе и совершенствования кораблей и навигации. Португальские морские экспедиции все глубже заходят на юг, огибая западную оконечность Африки. Торговля с черным континентом делает делает маленькую страну все более богатой. 
Дело большого крестового похода Европы на турок, впрочем, зависит прежде всего от позиции императора Германии, самой большой европейской силы. Императором стал Габсбург Фридрих III. В 1454 году состоялся его пышный и судьбоносный брак с Элеонорой Португальской, дочери Альфонса V с Фридрихом III. Брак этот совпал с коронованием Фридриха римским папой, в Рим приехала со своей свитой и португальская невеста. Так что и императорскую корону и молодую супругу Фридрих получил одновременно. И брак этот должен был стать основой боевого единства христианского мира Запада и центра Европы.
Призыв римского папы, тем не менее, не был воспринят германским императором так, как этого хотелось в тогдашнем Риме и Лиссабоне. Осторожный и нерешительный Фридрих III не поддержал идею общего похода "на неверных".
В 1458 году умирает воинственный римский папа Сильвио Пикколомини, большое европейское ополчение так и не собралось. Альфонс V, если уж не удалась идея большого похода, решает сосредоточить свой военный потенциал на завоевании ближайших в Северной Африке городов Марокко. Ради этого и был, вероятно, основан в 1459 легендарный Орден меча. 
В этом же году появился на свет и долгожданный плод брака Элеоноры с Фридрихом, Максимиллиан, будущий император. 
Собственно, эта обстановка около 1459 года и позволяет понять и расшифровать намеки "Химической женитьбы".
Все начинается с того, что к Кристиану Розенкрейцеру перед Пасхой прилетает крылатая небесная девушка и передаёт письмо - приглашение на Королевскую свадьбу. Письмо при этом "тяжёлое как золото" и скреплено круглой печатью с "необычным крестом" и латинскими словами "В сем знаке победа". Это не просто вспомнившиеся автору знаменитые слова из видения римского императора Константина. Это своеобразный тогдашний ответ Альфонса V на боевой призыв римского папы. Португалия как раз тогда получила доступ к африканскому золоту. Золота в Европе не хватало. До того были известны в основном золотые венецианские дукаты с крылатым львом. Португалия начала печатать впервые свои золотые реалы с символом креста и боевой надписью "В сем знаке победа". Именно это приглашение, подкреплённое реальным золотом, получает из рук "небесной посланницы" Кристиан Розенкрейцер.
Перед праздником брака перед гостями разыгрывается спектакль. В этом спектакле невеста принца похищается мавром, отбита, снова похищена, снова освобождена и соединяется с женихом. Это конечно же история "португальской невесты", т.е. женщина как олицетворение страны, Португалии, попавшей в руки мавров и отбитой женихом, христианским рыцарем. Это так сказать, презентация "португальской невесты" на реальной свадьбе Фридриха III

Среди примет времени в "Химической женитьбе" и те самые розы, которые, по-видимому, дали герою его аллегорическое имя Розен-крецер , рыцарь Розы-Креста. Он нацепляет на свою шляпу четыре КРАСНЫХ розы. А потом отдает из деве-путеводительнице.
Династия португальских королей, к которой принадлежал Альфонс V, - это династия Авис. Она утвердилась с конца 14го века, в борьбе с соседней Кастилией, пытавшейся присоединить к себе Португалию. Основатель династии Жоан 1 вступает ради победы в этой борьбе в союз с Англией. (Между прочим, этот договор о политическом союзе 1386го года действует до сих пор и считается самым древним из действующих европейских международных договоров.) Договор был подкреплен узами брака Жуана с принцессой из Ланкастерского дома Филиппов. Она стала матерью всей будущей династии Авис, бабушкой, соответственно, Альфонса V. Символом Ланкастерского дома были красные розы. В середине 15 века в Англии разгорается война за престол между представителями родов Йорков и Ланкастеров, по их гербовым символом - война алой (Ланкастеры) и белой (Йорки) роз. Так что выпячивание "алой розы" на шляпе Розенкрейцера в 1459 году - это португальский знак солидарности с родным для них домом Ланкастеров и подтверждение столь важного для них политического союза. Крест как таковой -- характерный знак Португалии вообще и португальских рыцарских орденов. Так что красная роза и крест видится специфически португальским сочетанием середины 15 века.
В причудливом мире "Химической женитьбы" появляются и сами главные персонажи большой тогдашней политики Альфонс V и Фридрих III. 
На "королевскую свадьбу" приглашены ведь и все "сильные мира того". Но гости должны доказать ещё свою внутреннюю готовность и пройти испытание. Их взвешивают на весах! Первым выходит на пробу Император. Имеется ввиду, конечно Германский император. Он проходит все испытания - взвешивания, кроме последнего. На последнем он проваливается и отрекается служителями-рыцарями на всяческие наказания. Но император все же проходит в конце концов в число избранных для свадьбы. Сам Кристиан Розенкрейцер, выдержавший все испытания, передает ему часть своих заслуг - свой "избыточный нравственный вес". Это весьма характерная сдержанно-двойственная оценка императора. Фридрих ведь, хоть и не проштрафился крупными грехами, впал в нерешительность, и отказался сделать "последний шаг", поддержать большой поход. Зато все остальные "императоры", именно императоры (Kaiser) в кавычках, потому что явно имеются ввиду тогдашние короли, - не выдерживают испытаний, "взвешены и признаны слишком лёгкими". Все, кроме последнего короля. Только последний прошел все испытания с примерным мужеством и с успехом. Последний - это конечно же король самого маленького тогда, самого западного в Европе государства Португалия, боевой Альфонс V.

Т.е. в основе "Химической женитьбы" - произведение европейского мистика, немец он был по национальности или нет - сказать трудно, написанное, как и заявлено в тексте, ок 1459 года, человеком из Португалии. Политически оно посвящено было великой императорской свадьбе, свадьбе Фридриха III и Элеоноры Португальской. Именно этой свадьбе изначально посылалось "алхимическое благословение" этим текстом.
Все это не означает, что Иоганн Андреа в 1616 году, через 170 лет после упомянутых событий просто издал чужой старый текст. Текст был отредактирован и переработан человеком, принимавшим язык и прихотливую вязь символов и аллегорий и приспособлен к новой реалии Пфальца и Европы в целом  образца 1616.