Причина борьбы с глобальным потеплением - формирование новой эко-экономики

24 июня 2020, 09:55
Причина борьбы с глобальным потеплением – это формирование новой эко-экономики с триллионными оборотами и способ консолидации обществ Первого мира.

Такую версию выдвигает руководитель Центра экологии и развития Института Европы РАН Сергей Рогинко («Современная Европа», №6, 2019). Некоторые интересные моменты:
«Незамеченным прошёл примечательный юбилей: 15-летие «климатического прогноза Пентагона», наделавшего в своё время немало шума в глобальном климатическом сообществе. Доклад повествовал о страшных бедствиях, которые к 2020 г. принесёт планете и человечеству изменение климата. Прогнозировалось, что крупнейшие города Европы погрузятся под воду, в Британии будут царить сибирские морозы, разразятся мегазасухи и всеобщий голод.
И вот наступил 2020 г., и ядовитые комментарии, появившиеся в западной прессе по поводу этого доклада, иллюстрируют главную проблему всех краткосрочных и среднесрочных прогнозов, а именно: их можно проверить. В отличие, например, от климатических моделей, прогнозирующих катастрофы к 2100 году - их выводы вряд ли удастся проверить кому-то из ныне живущих взрослых.

Начнём с простого - с мотивации «экопрома», комплекса отраслей и производств, обеспечивающих снижение выбросов парниковых газов, включая выпуск и продвижение новых образцов энергооборудования, сектор альтернативной энергетики и т.д. Экопром - первая и самая заметная часть «зелёного лобби», глобальный оборот которого уже превышает $4 трлн. Привлекательность этого сектора существенно выше обычного бизнеса, поскольку его развитие поддерживается гигантскими госсубсидиями. Производители возобновляемой энергии работают под полной государственной защитой от любых рисков, свойственных рыночной экономике: их энергии гарантируется 100-процентный сбыт по фиксированной (повышенной) цене. На субсидии только этого вида деятельности в Германии тратится 28 млрд евро в год; схожими по размерам являются и субсидии на альтернативную энергетику в США.

Следующий уровень - финансовые инструменты и оборот торговли сокращениями выбросов и базирующимися на них деривативами. Только выпуск «зелёных бондов» достиг уже $167 млрд. в 2018 году. Рост впечатляющий - ещё в 2012 году их выпуск не превышал $2 млрд. Не меньшим соблазном является торговля сокращениями выбросов и базирующимися на них деривативами: её объём в 2018 году составил $164 млрд.
Отдельную тему представляет такой прибыльный вопрос, как сбор углеродного налога, усиленно продвигаемый в последние годы Всемирным банком. Эти сборы могут достичь $5,4 трлн. в год со всей планеты.

Климатическую повестку можно рассматривать и как долгосрочный ответ стран-потребителей энергоресурсов на кризисы нефтяных цен и поставок 1970-х. Страх перед «нефтяным шантажом» со стороны стран ОПЕК глубоко укоренился в западном менталитете. Достаточно вспомнить 1979 год, когда президент США Джимми Картер установил на крыше Белого дома солнечные батареи. В глазах бенефициаров «энергетического перелома» итогом его представляется перекройка глобального г баланса в свою пользу, с заметным снижением роли стран -поставщиков энергоресурсов.
Реагируя на экзистенциальные страхи, элита западных стран использует климатическую повестку в качестве квазирелигии для западного общества, нуждающегося во внешней угрозе, без которой, как показали годы существования в отсутствие такой угрозы, как советская, консолидация этого общества невозможна».