Он считает, что гегемония США постепенно клонится к закату, и на смену им идёт многополярный мир. А многополярный мир всегда – это войны всех против всех, ухудшение качества жизни пролов. Здесь он кратко рассматривает стратегию России в новом многополярном мире.
«Русские наверняка будут использовать расколотый мир против своих потребителей нефти и природного газа, что побудит немцев, турков, британцев, японцев и китайцев получать энергию из других источников и тем самым инициировать и обострить конкуренцию во всём мире. По некоторой иронии судьбы, в раздробленном мире самые медленные суда - эти скучные балкеры - вероятно, окажутся самыми важными. В конце концов, если контейнерные перевозки разрушатся, большая часть мира окажется в экономическом упадке из-за краха производства. Но если сломаются наливные суда, которые перевозят продовольствие и топливо, многие люди в мире будут голодать. В одиночестве. В темноте.
У России есть много товаров, которые нужны странам, но Кремль уже давно использует свое ресурсное богатство для выбивания геополитических уступок из своих клиентов. Экономическую стратегическую политику России можно охарактеризовать как провальную. В эпоху до Холодной войны стратегия колебалась между покорением Россией своих «партнёров» и вторжением этих «партнёров» в Россию. В эпоху Холодной войны и после неё, в эпоху лёгкого глобального доступа, конкуренция со стороны других поставщиков сделала эту стратегию тупиковой. Сегодня русские считают, что их Транссибирская магистраль (TSR), теоретически способная перевозить огромные объёмы товаров между Восточной Азией и Европой, является отличным способом разрушить господство Америки на морях.
Реальность с этим не согласна: только один из крупных контейнеровозов перевозит больше груза, чем общий годовой объем перевозок по Транссибу за весь 2019 календарный год.
Лично я уже давно нахожу российские ошибки забавными, учитывая, что они используют стратегию 1800-х годов, которая постоянно подводит их в XXI веке. Вместо того, чтобы ожидать, что российская стратегия наконец-то сработает, вместо этого ожидайте репризы из более ранних периодов истории, возможно, с атомными осложнениями».
И о главном проигравшем от возможной деглобалазиции, фрагментации мира – о Китае. Зейхан во всех работах, в т.ч. и в этой книге, пессимистичен относительно будущего Китая:
«Безусловно, самым большим проигравшим в этой новой перестройке является Китай.
Всё в современном Китае - от его промышленной структуры, источников продовольствия до потоков доходов - является прямым следствием Порядка, возглавляемого американцами. Уберите американцев, и Китай потеряет доступ к энергии, доходы от продажи продукции, возможность импортировать сырьё для производства этой продукции, а также возможность либо импортировать, либо выращивать собственные продукты питания. Китаю абсолютно точно грозит деиндустриализация и деурбанизация в масштабах, которые можно назвать не иначе как мифическими. Ему почти наверняка грозит политическая дезинтеграция и даже децивилизация. И это происходит на фоне уже распадающейся демографии в Китае.
Вопрос, который остаётся открытым для всего китайского, прост: Развалится ли он полностью? Или части Китая удастся удержаться на ниточке, чтобы внешние державы могли обращаться с ним так же, как они обращаются с Африкой южнее Сахары? Если последнее верно, то ожидайте, что несколько прибрежных городов, таких как Шанхай, будут сотрудничать (с западным миром – Т.). В конце концов, города южного побережья Китая имеют гораздо более богатую историю взаимодействия - особенно когда речь идёт о таких явлениях, как обеспечение продовольствием - с внешними силами, чем с Пекином».