«Практически все советские специалисты - от юристов и джазменов до торговли или пошива модной одежды - были госслужащими. В нашей стране, поскольку мы все работаем на государство, у всех психология чиновников: у писателей, ученых, колхозников и рабочих она такова же, как у работников КГБ или МВД. Хотя в нашей стране уже есть социальная среда, которой могли бы стать понятны принципы личной свободы, правопорядка и демократического управления, эта среда столь посредственна, её мышление столь «очиновлено», что успехи демократического движения, опирающегося на этот социальный слой, представляются мне весьма проблематичными.
Для чиновника же понятие работы вытеснено понятием «службы». На своём посту - он автомат, вне поста - он пассивен».
Не раз писал, что один из главных запросов общества сегодня – справедливость. Можно посмотреть любой соцопрос на эту тему.
Но что такое справедливость? На этот вопрос опять отвечает Амальрик:
«При всей кажущейся привлекательности этой идеи - она, если внимательно посмотреть, что за ней стоит, представляет наиболее деструктивную сторону русской психологии. «Справедливость» на практике оборачивается желанием, «чтобы никому не было лучше, чем мне». Конечно, наиболее типична эта психология для крестьян и наименее - для «среднего класса». Однако крестьяне и вчерашние крестьяне составляют подавляющее большинство нашей страны.
Как я мог видеть, многие крестьяне болезненнее переживают чужой успех, чем собственную неудачу».
У Амальрика в комментариях к его эссе есть «протестная социология». Он составил список профессий среди тех, кто к концу 1960-х подписался под разными коллективными и индивидуальными письмами протеста. Всего вышло 738 человек. Профессии 38 неизвестны. Если взять число известных, то можно составить следующую табличку.
«В абсолютных числах это выглядит так:
учёных - 314; деятелей искусства - 157; инженеров и техников - 92; издательских работников, учителей, врачей, юристов - 65; рабочих - 40; студентов - 32».
Как мы видим, главная протестная сила была – учёные. Отсюда популярные тогда идеи реформирования СССР через власть учёных. Что интересно, похожие идеи были и на Западе – власть технократов. Якобы только учёные обладают высоким самосознанием, чувством ответственности, коллективизмом и не заражены жаждой наживы.