Максим Микитась: семейные тайны миллиардного тендера

30 декабря 2017, 20:46
Скандалы вокруг возводимого всего в 100 км от Киева хранилища ядерных отходов продолжаются. После того как выяснилось, что общая стоимость работ выросла почти в 10 раз, причем покрывать эти расходы будут за счет повышения тарифов на электроэнергию, стали известны имена подрядчиков, которые эти деньги освоят.

Среди них засветилась фирма «Укрстроймонтаж» одиозного киевского застройщика Максима Микитася, ныне записанная на его жену. Оказалось, что её победа в якобы честном и открытом тендере на сумму в почти целый миллиард гривен отдает кумовством и коррупцией, в котором погрязли не только строительные фирмы, но и «Энергоатом».

Действительно, это именно пресс-служба «Энергоатома» бросилась спасать репутацию госкорпорации, пытаясь обвинить журналистов в подтасовке фактов и даже «использовании технологий российских информационных диверсантов». Объектом их атаки стало интернет-издание «ГлавКом», чьи авторы неосмотрительно акцентировали внимание на самой процедуре тендера, и случайно спутали «открытые торги» и «конкурентный диалог» с «переговорной процедурой» (или наоборот). Что и позволило «Энергоатому» воспользоваться их ошибкой, оптом клеймить весь материал как недостоверные данные. Но при этом и «Энергоатом» совершил оплошность, открыв для публичного ознакомления список участников торгов: фирмы ООО СК «Укрстроймонтаж» (победитель), ЧАО «Укрэнергомонтаж» и корпорация «Укрстрансстрой». Потому что при более подробном изучении жизни и деятельности Максима Микитася можно выяснить, что две из трех участвовавших в тендере фирм принадлежат одной семье.

Сын Максим пришел к отцу

Микитась Максим Викторович родился 13 сентября 1980 года в городе Припяти, где на предприятии «Южтеплоэнергомонтаж» («ЮТЭМ») работал его отец Виктор Григорьевич Микитась (1946-2016), строивший Чернобыльскую АЭС. Во время аварии 1986 года Виктор Михайлович принимал участие в её ликвидации, после чего попал в больницу, стал инвалидом 2-й группы, однако продолжил работу в «ЮТЭМ» — что и стало главным фактором в будущей карьере его сына.

После аварии их семья переехала в Киев: всё-таки Виктор Григорьевич был инженером «ЮТЭМ», да и участником ликвидации, поэтому новую квартиру им дали в столице республики и в первую очередь. Там Максим в 1997 году закончил среднюю школу №286 и поступил в финансово-экономический институт (ныне — Киевский национальный экономический университет) на специальность «финансовый менеджмент». Выбор экономического профиля был сделан под влиянием времени: в 90-е единственной перспективной профессией в стране виделся только бухгалтер. Поэтому стоит взять на заметку: известный застройщик Максим Микитась строительные технологии не изучал, его уровень образования, в лучшем случае – главбух стройтреста (его второе высшее образование – экономика строительства), а так он просто «шустрый» бизнесмен. В этом не было бы ничего предосудительного, если бы он строил только магазины, даже просто жилые высотки – однако объекты уровня «Укрытие» и «Хранилище» для ядерных материалов, по мнению SKELET-info, требуют всё-таки участия топ-менеджеров, понимающих что делать бизнес на таких подрядах нужно со свей ответственностью, а не привычно экономить на материалах и качестве работ. Между тем фирмы Максима Микитася печально известны не просто своей халтурной работой: они дважды (в 2008 и 2012 годах) оскандалились подобным образом, выполняя работы на таком архиотвественном объекте, как Чернобыльской АЭС. Как же им после этого доверили строить хранилище ядерных отходов?! Очень не хочется, чтобы ядерные катастрофы стали ещё одной семейной традицией Микитасей…

Виктор Григорьевич Микитась, 90-е годы

Трудно сказать, как сложилась бы жизнь Максима Микитася, если бы он сам пробивал в ней дорогу. Но ему этого делать не пришлось: сразу после окончания института Максим пришел в офис к своему отцу, на тот момент занимавшего должность замдиректора «ЮТЭМ» (ставшего ОАО). Тот и пристроил сына экономистом в группу управления проектом «Армянск», а затем «Титан и Каборга». Затем отец устроил его в ОАО «СМУ Киевской ТЭЦ-6», где Максим в 2004-2007 г.г. работал заместителем главы правления по экономике, а затем и сам возглавил это предприятие, обслуживавшее крупнейшую ТЭЦ Украины. Впрочем, к моменту, когда Максим Викторович пришел туда на работу, все крупномасштабные работы (установка новых котлов) СМУ уже завершило, так что ему приходилось лишь подписывать сметы на мелкий ремонт труб и вентилей. Это было малоинтересно и совсем не прибыльно, поэтому в 2006 году Максим Микитась создал свою собственную фирму ООО СК «Укрстроймонтаж». Да-да, ту самую, которая ныне записана на его жену и которая выиграла тот скандальный тендер у «Энергоатома».

Его первый опыт в бизнесе был несколько неудачлив и скандален. Во-первых, основой для «Укрстроймонтаж» послужила вверенное ему «СМУ Киевской ТЭЦ-6», мощности и работников которого он использовал. Впрочем, Микитась был далеко не первым украинским директором, создавшем на своем предприятии личное ООО. Во-вторых, взявшись за свои первые заказы, полученные при помощи отца, Максим Микитась сразу же влип в несколько неприятных историй, причиной чего было его неумелое мошенничество. Например, монтаж котельной на древесных отходах для компании «Униплит» (Ивано-Франковск) был выполнен столь коряво, что запустить котельную просто не смогли – и заказчик подал на фирму Микитася в суд, требуя возвращения денег. При этом Максим Викторович одновременно кинул ОАО «Центростальконструкція» (Ровно), не заплатив им 150 тысяч гривен за поставленные металлоконструкции. Словом, всячески позорил своего отца, тыря и кидая «по мелочам».

Афера с «Березками»

В феврале 2008 году Максим Микитась переключился с неудачных попыток строительства промышленных объектов на жилую застройку Киева. Он стал генеральным директором ЗАО «Київсоцбуд» (ЗАО «Киевсоцстрой», позже перерегистрированное как ЧАО), довольно интересного предприятия, созданного еще в 2003 году. И тогда, и сейчас его владельцами являются несколько кипрских оффшорных компаний, о конечных бенефициариях которых можно только догадываться. Ну а конкретно в феврале 2008 две оффшорные компании продали свои акции «Киевсоцбуд» двум другим оффшорным компаниям – которых связывали с владельцами ЗАО «Киевский витаминный завод» и ОАО «Киевская полиграфическая фабрика «Заря». Говорили, что с ними в доле был и Виктор Микитась – который, таким образом, поставил во главе компании своего сына.

До Микитасей компания «Киевсоцбуд» занималась строительством в области объектов социального назначения (отсюда и название), с 2008 года её сосредоточили на строительство коммерческого жилья. Но, видимо, у Максима Микитася редкий проект осуществлялся без афер и скандалов. Таким стало строительство ЖК «Березки» (Вышгород), возводить которое Максим Микитась, как директор «Киевсоцбуда», нанял свою же фирму «Укрстроймонтаж». Которая, в свою очередь, тоже кого-то там наняла. В общем, украинское строительство – это схемы похлеще газовых!

В числе этих субподрядчиками были ООО «Житлошляхбуд» и ОАО «Укренергобудмеханизаця» — которым Максим Микитась не заплатил за выполненные работы и арендованную технику. Также он не полностью заплатил за стройматериалы компании «Вертикаль». Все они подавали на Микитася в суд – где и без того уже толпились десятки истцов-физлиц, называвших «Киевсоцбуд» вторым «Элита-центром». Дело в том, что собрав с людей деньги за будущие квартиры, «Київсоцбуд» распорядился ими, скажем так, загадочным образом – потому что в конце 2008 года компания, в связи с кризисом финансовыми трудностями, затормозила строительство ЖК «Березки». Против Максима Микитася даже возбудили уголовное дело по статье №191 УК Украины. при этом у SKELET-info имеется информация, что людям, активно выступавшим против афер Микитася в 2008-2009 г.г., угрожали неизвестные. В частности, угрозы физической расправы получили даже несколько блогеров!

Еще один интересный факт: вышгородцы, наблюдавшие за строительством ЖК «Березки» и проявлявшие излишнее любопытство (потрогать, пощупать, заглянуть), утверждали, что качество строительство жилкомплекса до 2008 года (первые дома там заложили в 2005) было выше, чем когда потом туда пришли субподрядчики Максима Микитася. И это был не первый случай, когда качество работ фирм Микитасей ставилось под сомнение.

Микитась-отец, стоит заметить, тоже не сидел без дела (в смысле без своего бизнеса), в 2008 году став главой наблюдательного совета ЧАО «Укрэнергомонтаж». Да-да, это вторая компания, участвовавшая в тендере «Энергоатома»! Так вот, тогда же в 2008 году «Укрэнергомонтаж» и «Укрстроймонтаж» вместе выиграли ряд тендеров на выполнение работ в Чернобыльской зоне, однако что-то там напортачили – как в финансовом плане, так и в качестве работ. МВД против них даже возбуждало уголовное дело (еще одно). Но Максим Микитась потом уверял, что это лишь происки конкурентов.

Компании «Укрэнергомонтаж» и «Укрстроймонтаж» являются родственными не только потому, что их создали отец и сын, но и потому, что они вместе входили в список ассоциированных частных компаний, работавших под крышей «Украинской государственной строительной корпорации» (госкорпорации «Укрбуд»). История которой настолько запутанна, что потребует отдельной темы. Ну а если вкратце, то объединенные в 1991 году в «Укрбуд» полторы тысячи строительных предприятий за 15 лет сократились в 460, частично превратились в частные фирмы, частично разорились или были поглощены, обросли оффшорами и фирмами-клонами. При этом частные фирмы, принадлежавшие правлению «Укрбуда», использовали оставшиеся государственные в качестве дойных коров. А клон существовал даже у самого «Укрбуда» — это была созданное в 2004 году премьером Януковичем ПАО «Строительная компания «Укрбуд», через которую «донецкие» собирались контролировать всю структуру корпорации. Также возникла еще одна фирма «Корпорация «Укрбуд», аффилированная с основной.

Виктор Микитась, имевший в «Укрбуде» огромные связи, решил уйти туда со своей фирмой «Укрэнергомонтаж», чтобы получить себе крупные подряды на строительные и ремонтные работы в Чернобыле – которые там традиционно вел его родной «ЮТЭМ», с которым он разругался. Однако собственный чернобыльский бизнес у отца с сыном тогда как-то не задался, зато в 2010 году, после возвращения «донецких», они получили от них большой бонус: распоряжением премьера Азарова, Максим Микитась был назначен руководителем корпорации «Укрбуд». За какие такие заслуги?

«Укрбуд» к ногам «донецких» положил его бессменный руководитель (с 1991 по 2010 год) Юрий Пелых. А произошло это по той причине, что его невестка и мать внука Марина Пелых (жена погибшего сына Юрия Пелых) в 2003 вышла замуж за Андрея Кравца. Который в 2004 году так тесно сошелся с окружением премьера Януковича, что стал его доверенным лицом. В 2010 году вернувшийся в Киев уже президентом Янукович назначил Кравца главой Управделами Администрации, а вот в «Укрбуде» перестановку сделал Азаров: Юрий Пелых стал председателей совета директоров ПАО «Строительная компания «Укрбуд», а гендиректором корпорации «Укрбуд» назначили Максима Микитася. Возможно, в этом ему вновь подсобил его отец.

Юрий Пелых

«Донецкие» выбрали для себя «Укрбуд» еще и из-за его запутанных схем: им было выгодно вести строительство под крышей формально государственной корпорации, своими уходящими в оффшоры фирмами, с бесчисленными субподрядчиками, с подставными предприятиями – словом, чтобы сократить до минимума себестоимость, налоги и ответственность, чтобы сразу уводить и прятать полученные деньги. Не зря строительную тему в Киеве лично «крышевала» прокурорская семья Пшонки! Но какой роль играл в этом коррупционном клубке гендиректор Максим Микитась? На этом вопрос может ответить разве что Генпрокуратура и НАБУ. Известно лишь, что он был не зицпредседателем, а также имел в этих схемах свой гешефт. В частности, в 2011 году фирма его отца «Укрэнергомонтаж», работавшая в рамках корпорации «Укрбуд», получила тендер (12,5 миллиона долларов) на строительство новой вентиляционной трубы для 3 и 4 энергоблоков ЧАЭС. Подрядчиком выступила фирма Микитася-сына «Укрстроймонтаж», которая на чем-то сэкономила, кому-то не заплатила, что-то стырила – и в итоге конструкция трубы была выполнена из некачественных материалов с грубейшими технологическими нарушениями (спешившие рабочие даже не все болты установили). Через несколько месяцев после сдачи объекта труба была признана аварийным объектом, грозившим упасть на крышу саркофага 4-го блока и разрушить его – что могло бы привести к страшной катастрофе! А теперь эта фирма строит хранилище ядерных отходов… Господи, помилуй!!

 

Та самая труба

«Качество» работы фирмы Максима Микитася: отсутствуют болты, трещины в металлоконструкциях.
И это на саркофаге ЧАЭС!!

 

С Кличко — в завтрашний день!

Евромайдан никак не сказался на положении Максима Микитася: назначенный гендиректором «Укрбуда» еще Азаровым, он продолжал пребывать на этой должности до августа 2016 года, пока не избирался народным депутатом на промежуточных выборах в одномандатном округе №206 (Черниговская область). Но еще раньше, в июне 2014-го, он получил мандат депутата Киевсосета, куда избрался по списку… партии «УДАР». Как так получилось, что фаворит «донецких», 4 года стоявший в центре из строительных схем, «обувавший» Киев и госбюджет, вошел в избирательный список партии Виталия Кличко? Неужели «по квоте Сергея Левочкина», как рассказывали некоторые источники SKELET-info? Спрашивать об этом самого Кличко бессмысленно, ведь они с Максимом Микитасем настоящие кореша – вместе проводят отпуск в Неаполе, где катаются на яхте! Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) в ноябре 2017 года направляло киевскому мэру официальное письмо с соответствующими вопросами, однако об ответах на него журналистам ничего неизвестно.

Что ж, частично ответить на этот вопрос может еще одна скандальная история с участием Максима Микитася: строительство ЖК «Солнечная Ривьера», ставшее одним из символов киевской коррупции и политической проституции. Началось оно еще в 2011 году, на землях, полученных незаконно и обманом – они были оформлены под строительство в этой прибрежной зоне аквапарка, дельфинария и оздоровительного центра. Ранее там находился санаторий «Победа», росли вековые сосны. Но для руливших тогда в столице «донецких» это была не проблема. Строительство вели две частные компании: ООО «Терра Капитал» (принадлежит «Goldsun enterprisis Ltd») и ООО «Укрбуд Девелопмент» (принадлежит белизскому оффшору «Верист Инвестмент ЛТД»), выступающие под крышей «Укрбуда». При этом, под залог выделенной земли «Терра Капитал» взяла кредит в «Ощадбанке» (170 миллионов). Но, взяв кредит, компании заморозили строительство.

Оно было с энтузиазмом возобновлено весной 2014 года, когда свой интерес в этой стройке получила новая киевская власть. Собственно, это самое отчетливое связующее звено между Максимом Микитасем и Виталием Кличко. Можно сказать больше: строительство получило самую мощную поддержку киевской власти, причем не только официальную: когда местные жители выходили на акции протеста против строительства (в частности, оно угрожало стоящем урядом храму УГКЦ), то на них натравили «титушек».

Также журналисты программы Схемы заметили, что Максим Микитась в последнее время зачастил на Банковую. Сам он «отшучивался»: мол, как народный депутат хлопочу о проблемах своих избирателей! Однако источники сообщали, что Микитась нашел себе могущественного покровителя в лице Игоря Кононенко, который велел не трогать его «протеже» и закрывать глаза на все связанные с ними скандалы. Но тут возникает вопрос: а чем же так понравился Микитась «серому кардиналу» президента?

 

Кроме того, в период 2014-2016 г.г. компании-застройщики «Ривьеры» провели несколько замысловатых комбинаций. Например, «Укрбуд Девелопмент» заложил недостроенный дом в ипотеку фирме ООО «ФК «Житло-Капитал», а «Укрбуд» выкупил часть заложенной в «Ощадбанке» территории комплекса. В результате чего, по мнению юристов, создалась коллизия, когда земля принадлежит одним владельцам, знания другим, а квартиры в них продадут третьим. Вдобавок ко всему, строительство «Солнечной Ривьеры» с 2014 года осуществляется на основании фейкового решения Хозяйственного суда города Севастополя. Не только фейкового (его нет в реестре), но и незаконного – поскольку оно было вынесено 24 марта, когда Крым уже контролировался Россией.

 

Атомное рейдерство

Таким образом, мы узнали, «ху из мистер Микитась», и что участвовавшие в тендере «Укрэнергомонтаж» и «Укрстроймонтаж» с момента своего учреждения были семейными фирмами Микитасей. А значит, руководство «Энергоатома», покрывавшее «победителя тендера», просто врало. Несколько неприятное ощущение, когда понимаешь, что тебе врет «Энергоатом», управляющий всеми ядерными объектами в стране — не правда ли?! Однако эта госкорпорация пыталась скрыть намного большее.

В августе 2014 года американская компания «HOLTEC International», которая осуществляет большую часть работ на строительстве хранилища ядерных отходов (и получит 1,2 миллиарда долларов из выделенных 1,46), подписала контракт с двумя компаниями: ООО «ЮТЭМ-Инжиниринг» (входит в структуру «ЮТЭМ») и корпорацией «Укрстранстрой». Собственно, эти три фирмы и должны были проводить эти работы. Однако осенью 2016 года на «ЮТЭМ» и ООО «ЮТЭМ-Инжиниринг» была совершена рейдерская атака: неизвестные захватили их офис, завладели документацией и ключами к банковским счетам. И вот проходит несколько месяцев, и тендер у «Энергоатома» выигрывает давний конкурент «ЮТЭМ» — фирма сына Виктора Микитася. Выигрывает, хотя имеет стойкую негативную репутацию халтурщика и бракодела, уже не раз оскандалившегося на работах в ЧАЭС.

Случайности ли это, или же спланированная цепочка «спецопераций» по переделу бизнеса? Но ведь в данном случае наибольшее беспокойство вызывают не факты коррупции, а исходящая из них угроза техногенной катастрофы!