Миф о борьбе с коррупцией

23 августа, 06:49
Многим кажется, что на России идёт вал дел по коррупции – каждый день кого-то из начальства берут. Но то, что происходит в Китае с пресечением коррупции, уже даже не вал – а цунами.

Увидел эту статистику в исследовании Ольги Михайловой и Шао Цзысюань («Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки», №4, 2023).

Цунами антикоррупционных дел идёт с самого начала рыночных реформ в Китае:

«С 1979 по 1981 г. отделами по проверке дисциплины по стране было расследовано и рассмотрено 358 тыс. дисциплинарных дел и наказано в общей сложности 295 тыс. членов партии. Если на первом этапе правительство сделало ставку на массовость в выявлении фактов коррупционного поведения, то на данном этапе оформляется важный принцип антикоррупционной политики - государство опирается на силовые методы и процедуры контроля и надзора. В 1989 г. в стране создаётся первое антикоррупционное бюро (Бюро по борьбе с коррупцией Народной прокуратуры провинции Гуандун), этот опыт потом распространится на весь Китай.

С октября 1992 по июнь 1997 г. органами контроля и надзора за дисциплиной по всей стране было возбуждено более 731 тыс. дел, привлечено к партийным и государственным дисциплинарным взысканиям более 669 тыс. человек».

По мере же строительства социализма капитализма классовая антикоррупционная борьба только усиливается:

«Между XVII и XX Национальными съездами Коммунистической партии Китая национальными органами по проверке и надзору за дисциплиной было возбуждено более 4 млн 648 тыс. дел, из которых: 553 тыс. - в отношении кадров центрального управления, более 25 тыс. - кадров на уровне бюро и более 182 тыс. - в отношении чиновников на уровне уездов. Только в первом квартале 2023 г. уволено 110 тыс. чиновников».

Население Китая ровно в 10 раз больше населения России. Т.е. на наши реалии это означало бы дела в отношении 11 тыс. чиновников лишь за один квартал (три месяца) года, или 120 дел в сутки.

За время реформ, скорее всего, чиновничий аппарат в Китае сменился уже более чем наполовину из-за антикоррупционных дел. Т.е. это ещё и своего рода «социальный лифт» -кадры постоянно обновляются, и у людей с нижних социальных ступенек повышается шанс занять место коррупционера.

Исследователи дополняют, что в антикоррупцию в Китае вовлечены и простолюдины через доносы на чиновников:

«Несмотря на тот факт, что антикоррупционная политика Китая основана на реализации модели «сверху вниз», граждане также привлекаются к информированию властей о фактах и подозрении в коррупции, что согласуется с принципом нулевой терпимости к ней. С 2012 по 2017 г. властями проверено 2,36 млн сообщений о возможных преступлениях и нарушениях, 1,409 млн должностных лиц были наказаны».

(«кто написал 2,36 млн доносов?!» - и это только по фактам коррупции)

Но что ещё интересно. Несмотря на такой массированный отлов чиновников и тяжесть наказания – в Китае это вплоть до расстрела – коррупция в стране не уменьшается. Т.е. корень зла тут – в Системе. Потому что, как и в России, в Китае не разделены власть и собственность: чиновник – активный участник рыночных процессов (например, в распределении дотаций, госкредитов, приватизации, ведомственного жилья и т.п.).