Подпольный криптомиллионер Юрий Щиголь

5 февраля, 12:59
Глава Госспецсвязи Юрий Щиголь не только занимался защищенной связью, он также противодействовал кибератакам, его организация была распорядителем средств в Армии дронов, он заботился о защите энергетических объектов. А еще, как подозревают в НАБУ и САП, получал взятки и участвовал в схемах.

Как Щиголь потерял власть за считанные дни

Юрий Щиголь еще недавно был одним из самых влиятельных чиновников. Он входил в Ставку верховного главнокомандующего (занимается стратегическим руководством ВСУ), именно его ведомство получило 30 млрд грн на Армию дронов. Его громкие заявления о первой мировой кибервойне разбирали крупнейшие СМИ. А президент Владимир Зеленский уже во время полномасштабной войны своим указом присвоил ему звание бригадного генерала.

Все свое влияние 40-летний топ-чиновник потерял за несколько дней. Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) обвинила его и нескольких его подчиненных в коррупции из-за схемы с "прокладками" и завышенными ценами. И хотя эти обвинения уже успели раскритиковать некоторые сторонники Щиголя, его репутация разрушена навсегда.

Конечно, у него все еще есть шансы доказать свою невиновность в суде, но некоторые факты отрицать уже невозможно. К примеру, он каким-то образом за считаные дни нашел 25 млн грн в качестве залога (чтобы ожидать следующего заседания суда на дому). А прокуроры САП в суде, как сообщил нардеп Ярослав Железняк, рассказали о средствах, найденных во время обысков.

Так, в его криптокошельке хранятся 1 201 285 единиц Tether USDT (эквивалент 1 201 928 долларов) и 6,9 биткоина (265 тысяч долларов). В общей сложности 1,466 млн долларов в крипте. Также во время обысков у него обнаружили 82 тыс. евро и 72 тыс. дол. наличными. Щиголь всю жизнь работает на государство: он был инспектором в Барышевской налоговой инспекции, служил в СБУ. А с 2020-го был председателем Государственной службы специальной связи и защиты информации. И, несмотря на небольшую официальную зарплату, на самом деле чиновник – долларовый миллионер.

Обозреватель сделал выписку из реестра прав на недвижимое имущество. Единственная собственность уже экс-чиновника – земельный участок площадью 0,12 га в Броварском районе Киевской области. А вот бывшая жена чиновника Оксана, с которой он состоял в браке 18 лет и развелся через год после своего назначения, месяц назад купила двухкомнатную квартиру в ЖК "Галактика". Стоимость жилья такой площади в этом комплексе составляет 170 тыс. долларов (квартира с ремонтом).

В чем подозревают чиновника

По версии НАБУ и САП, владельцы группы компаний вступили в сговор с руководством Госспецсвязи. Они через государственное предприятие "Украинские специальные системы" (руководитель – Артур Витренко) закупили якобы у компаний-прокладок программное обеспечение на 285 млн грн. Производитель программного обеспечения EPAM-Systems получил 223 млн грн, а остальные 62 млн грн были разделены между участниками схемы. Издание Forbes со ссылкой на топ-чиновника НАБУ и источники в Госспецсвязи, а также на заявление прокурора написало: соглашения заключили с ООО "Инсайд Солюшенс" и ООО "Сембер трейд", которые связаны с Романом Ковалем. "В разное время Коваль и подконтрольные ему лица были учредителями, участниками и руководителями соответствующих компаний", – отметил прокурор во время избрания меры пресечения.


Чем владеет чиновник


Чем владеет жена

22 февраля 2022 года "Инсайд Солюшнс" сменила название на ООО "Клотфильда". Эта компания получила тендеры на 312,6 млн грн, согласно данным YouControl. Однако если закупка проходила без тендера, эти цифры в данных не будут отображаться. 

"Сэмбер трейд" была основана в июне 2021 года. Официально ООО "Сембер трейд" и ООО "Инсайд Солюшенс", к которым у НАБУ есть претензии, не связаны с Ковалем. Последним (после переименования – ООО "Клотфильда") владеет гражданин Узбекистана Санджар Рахимов. ООО "Сембер трейд" принадлежит Александру Баранову.

Заместитель Щиголя ранее был бизнес-партнером Коваля. Правоохранители опубликовали разговоры между участниками схемы. В этих разговорах участники фактически признают, что указанные компании – "прокладки". Их создали с одной целью: вместо того, чтобы купить продукт напрямую, заработать на таком посредничестве.

При этом участники схемы придумывали разные причины для создания "прокладок": мол, необходимо, чтобы программный продукт разрабатывало государственное предприятие, поэтому его нужно покупать через посредника и дорабатывать. Соглашения засекречивали якобы для того, чтобы сохранить государственную тайну.

В этих разговорах участники схем также упоминали и главу Госспецсвязи. Согласно их разговорам, он хорошо понимал существование таких схем и зарабатывал на этом. Но это еще необходимо доказать в суде.