У российского президента возникла проблема: пока он просит свой народ перетерпеть экономические трудности, частично вызванные его ответом на западные санкции против РФ, свежие налоговые декларации демонстрируют, что ни он, ни его высшие чиновники экономить не собираются.
В своей четырехчасовой прямой речи с россиянами Путин упомянул запрет на импорт западных товаров, введенный им в прошлом году:
«Да, это имело негативные последствия, поскольку способствовало росту цен на продукты. И да, придется потерпеть какое-то время».
По документам Путин не особо богат: его официальный доход в прошлом году составил 7,6 млн рублей ($151,600), а в список собственности президент внес 0,13 га земли, скромную квартиру площадью 77 квадратных метров и гараж, в котором Путин хранит две винтажные советские машины и недорогой российский внедорожник марки «Нива».
По правде сказать, даже официально Путин живет куда лучше большинства россиян.
Его доход почти в 23 раза превышает средний по стране.
Кроме того, за период с 2013 по 2104 он практически удвоился благодаря повышению зарплаты, которое Путин устроил сам себе в апреле.
Обычные россияне сейчас о повышениях могут только мечтать – безработица в стране растет, компании урезают расходы.
Я уже говорил, что не верю в предположительные путинские триллионы.
Человек, обладающий властью, близкой к абсолютной, в такой огромной стране, как Россия, не нуждается ни в деньгах, ни в собственности – хотя, если однажды Путин все-таки уйдет на покой, он без проблем превратит часть своего политического капитала в наличные.
Большую часть этого финансового потенциала составляют возможности, предоставленные президентом своему ближнему кругу.
Даже официальные декларации, которые явно преуменьшены и не содержат информации об инвестициях и банковских счетах, показывают, что эти возможности значительны.
Глава путинской администрации Сергей Иванов, государственный чиновник, в 2014 году задекларировал доход в 16,2 млн рублей. У него большой дом, расположенный на участке площадью в два гектара, и квартира площадью 257 квадратных метров. Жена Иванова водит Porsche Cayenne.
Николай Патрушев, секретарь путинского Совбеза и бывший глава ФСБ, задекларировал (совместно с женой) 40 млн рублей дохода и, помимо прочей недвижимости, дом в элитном районе Москвы «Серебряный Бор», который борец с коррупцией Алексей Навальный оценил в миллиард рублей.
На другом берегу реки стоит неровный ряд уродливых блочных высоток.
«Река выглядит как буквальное выражение черты бедности», - написал Навальный.
Список путинских чиновников, владеющих дорогими машинами, лодками и недвижимостью, можно продолжать до бесконечности.
Секретарь Путина, Дмитрий Песков, который регулярно отрицает в новостях как не то, так другое, задекларировал около десяти миллионов дохода и Mercedes G500.
Поскольку независимых изданий в России осталось не так уж много, и ни у одного из них нет ни ресурсов, ни доступа, которые позволяли бы расследовать происхождение богатств чиновников высшего ранга, те могут, ничего не опасаясь, обнародовать часть своих богатств.
Примерно таким образом Путин ответил на вопрос, почему главы госкорпораций Роснефть и РЖД отказываются декларировать свой доход и активы.
Глава Роснефти Игорь Сечин выиграл суд против журналиста, заявившего, что Сечин зарабатывает $50 млн в год, а президент РЖД Владимир Якунин грозил уволиться, если его будут принуждать раскрыть свои доходы.
Путин объяснил, мол, поскольку в руководстве российских государственных компаний есть иностранцы, которых нельзя заставить задекларировать свои доходы, было бы нечестно требовать этого от руководителей-граждан России. При этом президент добавил, что «в большинстве стран Запада» менеджеры раскрывают свои доходы добровольно, и посоветовал «следовать их примеру, поскольку в этом нет ничего страшного».
И в самом деле, реакция россиян на политически мотивированные экономические проблемы была чрезвычайно вялой, а уровень поддержки Путина остался стабильным.
Так что, похоже, чиновникам, которых он сделал влиятельными и богатыми – именно в таком порядке – не стоит бояться людей, которых они просят «потерпеть еще немного».
Использованная литература: источник