Ахметов и Тарута наследники убитого Щербаня

5 декабря 2020, 11:42
Вроде бы, ничего нового: в основе благосостояния многих украинских (как, впрочем, и многих российских) олигархов, возглавляющих местный "список Forbes", лежат бандитизм и убийства. Однако подробности порой впечатляют

Давеча на "Громадськом ТВ" кинематографисты выпустили фильм-расследование "Наследник" ("Спадкоємець") об убийстве донецкого бизнесмена Евгения Щербаня в 1996 году. Самое интересное – что произошло после убийства.

Старший отпрыск Щербаня сетовал, что после гибели отца активы были цинично поделены между бывшими бизнес-партнерами, вычеркнув интересы наследников. Бизнес-империя отца (компаний "Гефест", DCC и ИСД) отошла старым концессионерам – олигарху Ринату Ахметову и Сергею Таруте.

Ремарочка: Ринат Ахметов стал бизнес-партнером Щербаня после обстрела ресторана, где любил бывать бизнесмен, ибо Ринат «ходил» под донецким криминальным авторитетом Брагиным, а стало быть мог его защитить. Ахметову выделили часть дела, и он занимался поставками ликеро-водочной продукции в Россию.

На момент убийства состояние Щербаня составляло плюс-минус $500 млн (знатные деньги для Украины той поры), конторы ковали металл, поставляли газ, нефть, строили и финансировали. Ахметов заполучил "Гефест" (заправки), компанию сотовой связи DCC (позднее переросла в Life), и вексель Харцызского трубного завода. Забрал, якобы, за отчие долги.

"Индустриальный союз Донбасса" – достался Сергею Таруте. Та самая доля, которая должна была принадлежать сыновьям убитого. Тарута, отвечая на упреки наследников, уверял, что на момент убийства компания ИСД была неприбыльной, а такой, как ее знают, она стала только благодаря ему красивому, и то лишь после 2002 года. Сергей Тарута дотоле работал на "Азовстали", но в свою очередь «ходил» под Ринатом, заинтересованным присвоить ИСД.

«ИСД» получал газ от компании "Единые энергетические системы Украины", Юлии Тимошенко, продавая его металлургам. ЕЭСУ получала газ от российского "Газпрома", с которым ИСД рассчитывался трубами. Заготовки для них делали на "Азовстали" и доводили на Харцызском трубном заводе.

Долги госпредприятий за газ, которые росли и насчитывалась пеня, ИСД оформлял в виде векселей и скидывал часть бизнесменам. Деньги от продажи металла и накопленные долги позволили ИСД приватизировать донбасские предприятия, в том числе "Азовсталь" и Харцызский трубный завод".

Щербаня-старшего убили 3 ноября 1996 года прямо в донецком аэропорту. Комбинатора расстреляли двое прямо на трапе его личного Як-40, кроме Щербаня погибли его супруга, авиатехник и бортинженер. Стрелявшие прыгнули в машину и скрылись. Позже сожженное авто нашли на окраине города.

Убийство повесили на «банду Кушнира» – главы ОПГ в Донецке. Когда стрелков задержали (только в 2000 году), Кушнир уже два года был в могиле, загадочно скончавшись в 1998 году в донецком СИЗО.

Организаторов на сей день так и не установили, однако в списке подозреваемых числятся и Леонид Кучма, и Юлия Тимошенко, и Виктор Янукович, и сам Ринат Ахметов.

Госпоже Тимошенко, к слову, в январе 2013 года официально предъявили обвинение в организации убийства Щербаня, однако дама-с-караваем объявила это политическими преследованиями.