Как Рейнис Тумовс, Сергей Тронь и Нурулислам Аркаллаев ограбили свой банк

6 февраля 2015, 11:45
Бандиты, чтобы украсть миллион, идут грабить банк. Чтобы украсть миллиард, нужно прикарманить весь банк. Тогда жулики получают шанс заиметь не только деньги вкладчиков, но и государственное рефинансирование.

А высокие родственные и дружественные связи избавят их от неприятного общения с правоохранительными органами. Как это делается на практике, на примере «Профин Банка» и связанного с ним CityCommerce Bank рассмотрим в данном обзоре..

На воре и шапка…

20 апреля стало известно, что Национальный банк Украины принял решение ликвидировать публичное акционерное общество «Профин Банк». За три месяца до такого решения НБУ ввел в это финучреждение временную администрацию. Однако та оказалась бессильной – к январю 2015 года банк был полностью разграблен его же собственниками.

В кратком пресс-релизе Нацбанка говорится, что причиной краха «Профина» стала его «рискованная деятельность». Забегая наперед, отмечу, что суть «рискованной деятельности» проявлялась в мошенничестве и отмывании денег.

Менеджмент «Профин Банка» пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. Сразу же после того, как НБУ отозвал у финучреждения лицензию, глава набсовета «Профина» Дмитрий Федосеев во всеуслышание заявил, что действия регулятора якобы незаконны.

Федосеев обвинил Нацбанк и Фонд гарантирования вкладов в якобы поддержке действий рейдеров, «которые не дали продать банк инвестору».

«Уже сейчас в НБУ активно ищут «стрелочника», на которого в случае нашей победы возложат всю вину за незаконные действия, - заявил банкир. - Череда увольнений высокопоставленных чиновников НБУ свидетельствует об активном поиске крайних, чтобы отвести обвинения от руководителя Нацбанка Валерии Гонтаревой и ее первого заместителя Александра Писарука, который принял наиболее активное участие в растаскивании «ПроФин Банка».

То есть, если следовать логике Федосеева, это чиновники Нацбанка занимались хищением и отмыванием денег через структуры, связанные с «Профином», но никак не его владельцы и менеджмент. Интересно получается, не правда ли?

Донецкая привычка воровать

Тут следует начать с «Городского коммерческого банка». Вся история этого финучреждения – большая афера. Изначально он был украден и, чтобы замести следы, неоднократно менял номинальных владельцев. Хотя, конечно, во главе «пищевой цепочки» стояли и стоят одни и те же люди.

И так, по порядку.

В 2006 году в Украине был создан «Конверсбанк». В 2011 году 100% его акций купил Владимир Антонов, амбициозный и, говорят, не совсем чистый на руку российский миллиардер. По его же словам, он выделил из собственных «закромов» 50 млн евро (на минуточку: более миллиарда гривен по нынешнему курсу) на развитие кредитного бизнеса финучреждения. Однако вскоре Антонова постигла неприятность: власти Литвы обвинили его в умышленном банкротстве принадлежавшего ему банка Snoras и краже €480 млн. Пребывавший на тот момент в Киеве Антонов выдал доверенность на управление «Конверсбанком» своему знакомому Рейнису Тумовсу – уроженцу Магадана, давно осевшему в Одессе. А сам сиганул в Лондон, где до недавнего времени ожидал экстрадицию в Литву. Кстати, недавно высший суд Лондона отклонил все апелляции Антонова и постановил выдать его литовскому правосудию. Но это уже совсем другая история.


Владимир Антонов

Вернемся к нашим «баранам», то есть банкирам. Ренис Тумовс, как опытный аферист, просто не мог не воспользоваться случаем, чтобы «отжать» чужое добро. К нему вошли в долю двое примечательных персонажей. Первый – президент Федерации дзюдо Нурулислам Аркаллаев, ранее известный в определенных кругах как криминальный авторитет по кличке «Нурик». Нурика относят к группировке Рината Ахметова, при Януковиче он успел побывать депутатом Верховной Рады.


Нурулислам Аркаллаев

Второй – Сергей Тронь – младший партнер Аркаллаева по тендерному схематозу в фирме «Экоойл».


Сергей Тронь

«Конверсбанк» у Антонова окончательно «отжали» в августе 2012 года. По словам россиянина, самое деятельное участие в краже и разграблении финучреждения взял тогдашний глава НБУ Сергей Арбузов, известный также как банкир «семьи» Януковича. Правда, до конца не понятно, был ли у недавно могущественного клана свой интерес в этой афере, либо же он просто подсобил «крышей» своим «братанам».


Сергей Арбузов

Так или иначе, «Конверсбанк» сменил вывеску на «Городской коммерческий банк» (он же CityCommerce Bank), его контрольный пакет акций переписали на ООО «Глобал Финансиал Менеджмент Групп», уставной фонд которого распределили между оффшорными компаниями (в основном из Белиза). Впрочем, для Нацбанка никогда не было секретом, что конечные бенефициары «Ситикомерса» - Аркаллаев Нурулислам Гаджиевич, Тронь Сергей Николаевич и Тумовс Рейнис Айварсович.

Один из участников банковского рынка на условиях анонимности рассказал журналу Forbes: «Этот банк всегда был проблемным. Всегда приходил новый собственник, который пытался его спасти. Но это не получалось. Я думаю, что банк принимал участие в специфических услугах. Его филиальная сеть, которая собирала средства населения, вкладывала деньги в проекты акционеров».

В переводе с украинского банковского на человеческий язык «специфические» услуги означает «конвертация». Отметим, в эпоху правления Януковича конвертацией денег без связей с «семьей» заниматься было невозможно. Поползновения «левых пассажиров» быстро пресекались Минсдохом под руководством Александра Клименко.

Довольно скоро от этой «прачечной» Тумовса, Троня и Аркаллаева стал идти неприятный «душек», и отцы-основатели мошеннической схемы задумались о том, чтобы снова сменить вывеску. Донецкие друзья Тумовса вспомнили о своем маленьком «Банке профессионального финансирования» (он же «ПроФин банк»), основанном более 20 лет назад. Была проведена довольно хитрая операция. При посредничестве российского «Альфа-Банка» номинальным владельцем «Профина» стал французский Societe Generale, а затем передал его киприотскому оффшору Zapikeso Limited. По состоянию на 1 января этого года акции «ПроФин банка» через сеть оффшоров равными долями принадлежат Рейнису Тумовсу, его супруге Татьяне и главе набсовета банка Дмитрию Федосееву.


Рейнис Тумовс

Такая многоходовочка позволила «Профин Банку» позиционировать себя не как донецкий, а типа европейский банк. В него «слили» все более-менее ликвидные активы «Городского коммерческого» и большую часть его филиальной сети. CityCommerce Bank какое-то время продолжал работать в качестве «прачечной», а «Профин», приобретя европейский лоск, принялся собирать «сливки» с населения, обещая ему заоблачные проценты по депозитам.

Есть основания предполагать, что Сергей Тронь, Нурулислам Аркаллаев и Ренис Тумовс изначально не собирались заниматься нормальным банковским бизнесом. Возможно, банкиры ставили перед собой цель до отказа набить кассу, выпотрошить её и «сделать ноги». Народное восстание зимой 2014 года и последовавшая за ним российско-украинская война спровоцировали экономический кризис. Стало понятно, что «брать кассу» надо уже.

Большая «стирка»

Все живые деньги герои нашего повествования начали «сливать» через «Городской коммерческий» на подставные коммерческие структуры, через которые средства моментально конвертировались и исчезали в неизвестном направлении. Подробно, как это делалось, писал сайт «Финмайдан». Мы же проиллюстрируем часть этой грандиозной схемы инфографикой, опубликованной в прошлом году на Forbes.ua.

В конце минувшего года Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) выявил хищение активов в «Городском коммерческом банке» на 3 млрд грн. CityCommerce Bank оказался одним из самых неликвидных учреждений, который Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) за последний год начал выводить с рынка. К моменту ввода в него временной администрации 21 ноября 2014 года активы учреждения превышали 3,9 млрд грн. Последующий анализ отчетности показал, что общий ущерб от действий бывших собственников и менеджеров банка достигает 3 млрд грн.

«На момент передачи банка Фонду его активы составляли 3,9 млрд грн, из которых 2,6 млрд грн – кредитный портфель. При этом оценочная стоимость активов составляла всего 90 млн грн, а кредитного портфеля – 40 млн грн. Я думаю, их реальная стоимость еще ниже», – сообщил изданию FinMaidan заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик.

По его словам, Фонд подал 29 заявлений в правоохранительные органы на 3 млрд грн. «По 26 заявлениям на сумму 1,8 млрд грн уже начато уголовное производство», – уточняет Андрей Оленчик. Большинство дел расследуются по статьям «Мошенничество» и «Злоупотребление служебным положением».

В портфеле Городского коммерческого банка есть и неликвидные залоги, которые сейчас находятся на неподконтрольных Украине территориях. Например, 29 апреля 2014 года ПАО «Гарант-Авто» передало в залог по кредиту на сумму 45 млн грн ООО «Беверли Рокс» помещение в Донецке. Примечательно, что заместителем председателя правления ПАО «Гарант-Авто» являлся Михаил Пряничников, с 2012 года занимавший должность директора департамента стратегии и контроля ООО «Глобал Финансиал Менеджмент Груп», которая является номинальным собственником Городского коммерческого банка. Также он был членом наблюдательного совета «ПроФин банка».

Средства из банка выводились и через иностранные структуры, например, австрийский Meinl Bank. В письме в ГПУ за подписью временного администратора Андрея Рязанцева говорится, что на следующей день после введения администрации на корреспондентском счете «Городского коммерческого банка» в Meinl Bank, по данным бухгалтерского учета, находилось 59,35 млн евро. 26 ноября по поручению администратора 10 тыс. евро с коррсчета были перечислены в Raiffeisen Bank International. После этого в Meinl Bank было направлено требование перечислить еще 100 тыс. евро, однако транзакция была отклонена из-за того, что у «Городского коммерческого банка» был долг в 10 тыс. евро. «Учитывая, что на счету в Meinl Bank находилось 59,35 млн евро, а также то, что какие бы то ни было движения по счету в операционной системе банка не отражены, можно сделать вывод о манипуляциях счетом со стороны руководства «Городского коммерческого банка» с корреспондентским счетом в Meinl Bank», – говорится в заявлении в Генпрокуратуру.