Донесение о неблагонадежном литераторе

28 апреля 2017, 10:23
28 апреля 1852 в своей квартире на Малой Морской улице был арестован И. С. Тургенев.

Поводом для его ареста послужила публикация его некролога на смерть Гоголя в Московских ведомостях. Тургенев из дома отправлен на съезжую Второй Адмиралтейской части; там он провел целый месяц, а затем был выслан в Спасское.

В конце февраля 1852 года Тургенев узнал о смерти Гоголя. Тургенев был с ним знаком, хотя и не близко. Гоголь высоко ценил автора Тургенева и считал самым даровитым из молодого поколения писателей.

Тургенев откликнулся на смерть создателя "Ревизора" и "Мертвых душ" некрологической заметкой, которую предложил в газету С.-Петербургские ведомости. Председатель цензурного комитета М.Н. Мусин-Пушкин запретил её печатать и, более того, даже удивился дерзости так говорить о Гоголе – «лакейском писателе». На запрос начальника III отделения и шефа жандармов гр. А. Ф. Орлова Мусин-Пушкин ответил, что ему «казалось неуместным писать о Гоголе в таких пышных выражениях, едва ли приличных, говоря о смерти Державина, Карамзина или некоторых других наших знаменитых писателей, и представлять смерть Гоголя как незаменимую потерю, а не разделяющих это мнение — легкомысленными или близорукими» (М. К. Лемке, «Арест и высылка И. С. Тургенева», «Русская мысль», 1906, кн. II, отд. VII, стр. 18). Так статья Тургенева оказалась под запретом. Жалоба издателя «С.-Петербургских ведомостей» Краевского министру просвещения Ширинскому-Шихматову оказалась без последствий.

Тогда Тургенев, резонно решивший, что запрет Мусина-Пушкина касается только С.-Петербургских ведомостей, переслал некролог в газету Московские ведомости. 13 марта заметка Письмо из Петербурга за подписью "Т..ъ", которая не могла никого обмануть, появилась в газете Московские ведомости .

"Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова? Он умер. Потеря наша так жестока, так внезапна, что нам всё еще не хочется ей верить. В то самое время, когда мы все могли надеяться, что он нарушит наконец свое долгое молчание, что он обрадует, превзойдет наши нетерпеливые ожидания, - пришла эта роковая весть! Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертию, назвать великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших! Он умер, пораженный в самом цвете лет, в разгаре сил своих, не окончив начатого дела, подобно благороднейшим из его предшественников Его утрата возобновляет скорбь о тех незабвенных утратах, как новая рана возбуждает боль старинных язв".

Некролог Тургенева не содержал никаких предосудительных мыслей. Правда, в печати не принято было (пусть даже в форме намека) вспоминать о дуэли, приведшей к гибели Пушкина; равно нежелательны были напоминания о смерти Лермонтова на поединке (кстати, и государь император Николай Павлович автора Героя нашего времени сильно не любил).

Тургенев же об этих двух безвременных смертях сказал, пусть и глухо, а Гоголю придал великое значение общественное. Мусин-Пушкин поспешил расправиться с составителем заметки о Гоголе: к императору было отправлено всеподданнейшее донесение о неблагонадежном литераторе, будто бы осмелившемся нарушить указание председателя цензурного комитета, строго запретившего печатать статьи о кончине литератора Гоголя.

16 апреля Тургенев был посажен на месяц под арест в полицейскую часть, после чего сослан в свое имение Спасское-Лутовиново без права покидать пределы Орловской губернии. Спустя полтора года по прошению ссыльного ему разрешили покинуть Спасское, но право выезда за границу предоставили только в 1856 г.