Из истории шахмат

15 января, 10:35
Андалузский кадий Абу Бакр ибн аль-Араби говорит о разногласии относительно игры в шахматы среди ученых, и в частности полезности для интеллекта, и упоминает такую историю:

"Я слышал, как имам Абуль-Фадль Ата аль-Макдиси в мечети Аль-Акса в Иерусалиме сказал, что игра (шахматы) учит военной тактике. Имам Ат-Тартуши тут же опроверг его:

"Напротив, она портит воинские инстинкты! Смотри, весь смысл войны в том, чтобы захватить короля или убить его. А во время игры в шахматы игрок вежливо говорит::"Берегись, шах! Убери короля с моего пути!". 

Все присутствовавшие смеялись с его слов".

(Шарх аль-Муватта)

По словам историка шахмат Генри Дэвидсона в изначальный ("санскритский") период объявление "шаха" перед атакой на короля было лишь вопросом этикета, но персы, перенявшие игру у индийцев, сделали это обязательным правилом. Запретив игроку оставаться под шахом, они предотвратили случайное и преждевременное прекращение игры. Имам Тартуши же отмечал, что это противоестественно и противоречит целям войны.

"В ранних индийских шахматах, если пешка попадала на другую сторону доски, она превращалась в мантри, предка ферзя в сегодняшних шахматах. Это повышение сродни тому, как сегодня унтер-пехотинцу повышают до младшего лейтенанта. (Мантри обладала способностью двигаться, как король: на одну клетку в любом направлении.)...

К 1600 году европейцы внесли несколько инноваций, чтобы ускорить игру и усилить её стратегические вариации. Самой важной из них была феминизация ферзя, который ранее считался генералом или министром,а теперь стал королевой и самой мощной фигурой на доске. Это, вероятно, вызвало бы оцепенение среди многих арабов, передавших игру европейцам. Другой интересной инновацией была дополнительная сила, предоставленная королеве: сохраняя идею индийских шахмат о повышении пешки, которая является потенциальной королевой, европейцы дали королеве гораздо больше сил, позволяя ей двигаться как ладья и слон, что сделало пешку неотъемлемой частью сильного эндшпиля. Интересно отметить, что двумя самыми важными вкладами в цивилизацию, которыми европейцы, и соответственно американцы, гордятся, являются юридическое равенство женщин с мужчинами и идея действительно меритократического государства, которое почитает достижения независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания или пола, в котором даже самый низший человек может однажды стать президентом."

Hamza Yusuf, Chess in the Light of the Jurist