Казус Чингисхана

"Справедливость – первая добродетель общественных институтов»: заявляет один из ведущих теоретиков современного социального либерализма Джон Ролз и строит свою доктрину, исходя из допущения возможности найти некую консенсусную для всех справедливость.

И его деятельность, настолько впечатлила коллег, что либертарианец Роберт Нозик заявил: «Отныне политические философы должны либо работать с теорией Ролза, либо объяснять, почему они этого не делают».

На самом деле объяснить, почему с ней не стоит работать, совсем не сложно. Причём, и с метафизической, и с экзистенциальной точки зрения. С первой сама постановка вопроса о справедливости нелепа, если мы отрицаем возможность вечной жизни. Просто потому, что неизбежность исчезновения твоего Я - это дико несправедливо. Вселенная равнодушна и несправедлива. Точка. Попытки устроиться комфортно и безопасно на краю небытия - метафизическая нелепость. 

А второе опровержение - это и есть казус Чингисхана. Однажды он спросил своих приближенных: в чем подлинные наслаждение и радость? И все они начали говорить о прелестях степной охоты. А хан ответил: "Вы все не то говорите! Настоящее наслаждение и блаженство мужа в том, чтобы подавить и победить возмутившегося врага, отобрать у него все, чем он владеет, заставить истошно вопить его слуг и обливаться горючими слезами его жен, оседлать его быстроногих меринов, возлежать, словно на постели, на телах его прекрасных жен, личезреть красоту их и целовать в сладкие, алые губы". (Билик из "Сборника летописей" Рашид ад-Дина)

Каким образом, Ролз и кто угодно ещё может убедить Чингисхана, что справедливость - это не право сильного, а забота о слабых? Это нонсенс для Чингисхана. Это писк хомячка, которого давит копыто его коня. Вообще, сама по себе идея поиска некой общепризнанной справедливости родилась из стремления хомячка оборудовать безопасную норку. 

Но всё это так, а не иначе, только в безбожной вселенной. А во вселенной, так ярко изображённой Данте, и Чингисхан, и даже, куда более симпатичный Александр Македонский - в Седьмом круге ада, как великие насильники. Почему? Потому что они нарушили придуманную хомячками "справедливость"? Нет, потому что сказано: "не убий". Именно картина Страшного суда, как известно, обратила князя Владимира к совсем иной системе ценностей. А так-то, он тоже тот ещё чингисхан был...