Среди всех евреев был отдельный род (колено) - Левиты (потомки Левия). Левий был третьим сыном праотца Иакова (Израиля) и его жены Леи. До того момента как Моисей получил заповеди от Всевышнего этот род нечем не отличался от других еврейских родов.
Само имя "Левий" имеет довольно интересную историю. Оно происходит от ивритского слова יִלָּוֶה — «прилепится». Согласно Быт. 29:34, родив Левия, его мать Лия сказала: «теперь-то прилепится ко мне муж мой, ибо я родила ему трёх сынов». Вот такая вот современная причина.
Всех потомков Левия стали называть Левиты. Но в его роду был еще один знаменательный еврей, его внук - Ааарон. Который одновременно является и братом Моисея. Вот потомков именно Аарона называли Коэнами.
На сороковой день после того, как Моисей поднялся на гору Синай, у людей возникли сомнения в том, что он вообще вернется. Они потребовали от брата Моисея - Аарона создать для них божество, и вынудили отлить золотого тельца.
Возвратившись и обнаружив идола, Моисей разбил полученные на горе скрижали, затем обратился к народу: «Кто за Господа, ко мне!» На призыв откликнулись только левиты. Моше приказал им убивать всех, пляшущих вокруг тельца евреев, независимо от того, близкий это или чужой.
За верность Всевышнему потомки Левия были избраны для служения в Скинии. Аарон и его потомки стали коэнами – священнослужителями, приносившими жертвы. В обязанности левитов входили прочие, связанные с этим, обязанности.
Они готовили жертвенных животных, помогали в омовении коэнам, были певчими, музыкантами, стражниками, казначеями, несли Скинию и Ковчег во время переходов. И, поскольку, они к тому времени уже исчислялись десятками тысяч, была выстроена очередность их служения в течение года.
То есть, для простоты понимания - Левиты это огромный еврейский род - аристократия, а Коэны это часть этого огромного рода происходящая от брата Моисея - элитная аристократия.
При разделе Святой Земли колено Леви не получило собственного надела. Для проживания им определили 48 городов, вокруг которых, в землях других колен, для них были выделены небольшие участки. После построения Храма их функции мало в чем изменились.
Коэны по-прежнему оставались священниками, а левиты, кроме работ в Храме, служили в различных структурах государства и занимались обучением народа. Левиты получали за свою службу от израильтян десятину их урожая, из которой, в свою очередь, десятую часть отдавали коэнам.
Этот налог после смерти царя Саламона стал камнем преткновения в споре его сына Рехавама с Иеровамом – споре, который стал причиной раздела страны. Став царем северного царства, Иеровоам изгнал оттуда левитов, и в нем широко начали распространяться языческие культы.
Спустя два столетия, оно пало под ударами ассирийских войск, а населявшие его десять израильских колен, были угнаны в плен и рассеяны по миру. После возвращения из вавилонского плена, на развалинах Храма возобновили жертвоприношения.
В последующие десятилетия в строительстве Храма и государства, коэны и левиты приняли самое активное участие. Впоследствии в стране установилась теократическая монархия – вся власть была сконцентрирована в руках первосвященника, а сам титул стал наследственным.
При династии Хасмонеев царь Израиля был одновременно первосвященником. Постепенно духовная власть от него перешла к фарисеям – мудрецам из народа, раскрывавшим ее скрытые смыслы.Произошла своеобразная демократизация общества и левиты с копнами начали терять свое положение.
В период правления царя Ирода и диктата Рима, должность первосвященника начала продаваться за большие взятки. Во время антиримского восстания, бунтовщики - зелоты изгнали коэнов-аристократов. Последним первосвященником стал рядовой коэн, каменотес, Пинхас бен Шмуэль.
После разрушения Второго храма коэны утратили большинство своих функций, кроме участия в благословении коэнами народа (Аароново благословение) во время ежедневной молитвы в Израиле , и во время дополнительной молитвы Мусаф в диаспоре. Свиток Торы в синагоге Коэн читает первым
Благословение Коэна (Аароново благословение): "Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да озарит Господь лицо Своё для тебя и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Своё к тебе и даст тебе мир!" , сопровождается характерным жестом руками:
Тем не менее у каждой привилегии есть своя цена — на коэнов распространяется немало ограничений и запретов. Многие из этих ограничений напрямую связаны с тем, что мы называем ритуальной чистотой, поскольку коэн в Иерусалимском Храме считался духовным саном.
Например, коаним запрещено касаться тел умерших, принимать участие в похоронах и даже находиться в одном доме с покойником, кроме случаев, когда речь идет о смерти близкого родственника. Сюда же относится запрет посещения кладбища и любого места, где находится тело умершего.
Коэн ни в коем случае не должен брать в жены женщину, ранее состоявшую в браке, или нееврейку, принявшую иудаизм. Несоблюдение брачных запретов не аннулирует брак, но в этом случае коэн теряет свой статус на время брака, а его дети, уже не считаются коэнами.
Евреями считаются те, чьи матери — еврейки. Однако принадлежность к тому или иному колену, в том числе к колену Леви, определяется по отцовской линии. Выходя замуж, женщина принимает на себя статус мужа , вне зависимости от того, к какому колену принадлежит ее отец.
Некоторые в шутку называют Коэнов и Левитов "евреями среди евреев" - отчасти это так, особенно в религиозных общинах. Статус Коэна накладывает на его носителя слишком много ограничений и поэтому многие отказываются от него.
Использованная литература: источник