Хочу рассказать одну занятную вещь.
Когда-то я серьёзно изучал сказки и обнаружил вот что.
Все русские народные сказки, которые мы знаем по печатным изданиям, не являются оригинальными сказками, записанными в народе, на самом деле, это сильно отредактированные литераторами пересказы.
Существует единственный сборник русских народных сказок без цензуры и обработки, это Заветные сказки А.Н. Афанасьева.
Сборник при жизни автора (19-й век) в Российской империи не публиковался.
Все прочие собиратели фольклора, этот самый фольклор сильно искажали, для соответствия славянофильской идеологии.
Главная же идеологическая составляющая выражалась в том, что русский мужик должен выглядеть воплощением народной мудрости . Эдакий Ходжа Насреддин Среднерусской возвышенности.
Как же это делали, объясню на примере хорошо всем известной сказки Вершки и корешки . Правда, сейчас окажется, что сказку вы эту и не знаете.
Помните, там мужик на первый год обманул медведя, подсунув ему несъедобные вершки. И на второй год мужик медведя обманул, подсунув тому несъедобные корешки.
Медведь сердится, а мужик смеётся, да кашу кушает. Тут и сказки конец, а кто слушал - молодец.
Вот только не конец.
Оригинальная сказка заканчивается тем, что на третий год медведь у мужика за обман отобрал и вершки и корешки, и зимой мужик умер с голоду.
Потому что, в отличии от отредактированной версии, оригинальная сказка не про хитрого мужика, а про глупого мужика.
Глупый мужик заключил сделку с медведем (тотемическим покровителем), что будет на краю леса, в медвежьих угодьях, землю обрабатывать, а медведю за это половина урожая причитается. Да только мужик по глупости и жадности решил своего покровителя обмануть. Два раза получилось, а на третий - мужик лишился всего, потому что сиюминутная выгода мешала о будущем подумать.
Поучительная сказка.
Ничего не напоминает?..
Использованная литература: источник