Про этногенез казанских татар

11 января, 09:09
Судя по сохранившимся источникам, основу населения Казанского ханства на 1552 год составляли язычники, в первую очередь финно-угры.

Они составляли демографическое большинство, костяк вооруженных сил, а также и основу сопротивления московскому завоеванию. Характерно, что партизанская война, развернувшаяся после падения Казани, называется в русских источниках “черемисской”. То есть марийской

Когда я говорю “язычники” - это значит, что в реальности их верования представляли собой некоторый микс из языческих традиций - поклонения собственным богам, священным рощам и т.д. - и суфийской проповеди. См. статью Аллена Франка о культе суфийских святых у марийцев

В какой пропорции смешались эти традиции? Думаю, если грубо, то для простонародья 90-95% язычества, остальное - ислам. Но чем выше ты находился на социальной лестнице, тем в большей степени ты был проникнут тюрко-исламской культурой. Характерно, что Мамыш-бирде, последний регент Казанского ханства носил тюркское имя, сам будучи марийцем

Ну окей, а когда ислам пошел вглубь, в народную толщу? Судя по всему, в XVIII-XIX в. Скажем, сегодня образцово татарским (казанлы) регионом считается Заказанье, Kazan Artinda. Район Арска. Собственно литературный татарский - это на самом деле арский диалект, который и был в итоге принят как литературный стандарт. Сегодня регион почти чисто татарский и мусульманский. Но старики помнят какие из рощ - священные, хотя им конечно и не поклоняются. Но поклонялись их не такие уж и далекие предки

Как это происходило технически? В основном - через суфийскую проповедь. Причем судя по данным Агнес Кефели (Becoming Muslim in Imperial Russia) ключевую роль сыграли бродячие ремесленники, в первую очередь - портные. Дело в том, что в условиях XVIII-XIX в. бродячие ремесленники - это не только про экономику. Это некоторый цех, гильдия со своей идеологией и agenda. И ключевой пункт повестки - суфийская проповедь

И вот тут - вопрос. А почему эта проповедь была настолько успешной? Скажем русские иерархи непрерывно били в набат по этому поводу. Ведь ислам был тогда второсортной и преследуемой религией, а христианизация поддерживалась всей мощью госаппарата

Ответ - потому что суфии разговаривали с людьми, а попы - нет. Суфии реально ногами ходили из деревни в деревню и распространяли свое знание. Причем знание это было не только религиозным, сюда следует включать и более широкий Islamicate культурный код - в т.ч. (условно) художественную литературу e.g. ««Кысса-и Йусуф»». А попы с людьми не разговаривали. До середины XIX в. церковь вообще не заторачивалась подготовкой миссионеров, владеющих местными языками, да и потом - не сильно-то разбежалась их готовить. См. Джераси (Window on the East)

То есть суфии говорили на местных языках, которые люди понимали, а попы - на языке, которого они не понимали (да который и русское-то простонародье, если честно, понимало не очень). Кроме того - бродячий ремесленник, скажем портной, воспринимался крестьянами-полузычниками как примерно свой, но несколько выше статусом. А одетый во все черное поп или тем более человек в мундире как нечто инопланетное и с щупальцами, от которого хотят лишь одного - чтобы оно ушло как можно скорее

Большинство converts со временем приняло чисто татарскую и мусульманскую идентичность. Это впрочем не значит, что старые традиции и менталитет стерлись совсем. Пример - между Казанью и Мамадышем примерно в 20 километрах друг от друга расположены две деревни. Обе говорят не просто на татарском, но на одном и том же диалекте татарского. Но культура - очень разная. В первой принято по максимуму демонстрировать свое богатство, а во второй - keep low profile и особо не понтоваться. Первая деревня раньше была удмуртской, а вторая - марийской. Предки Минниханова - из второй.