Ренессанс презирал живопись

27 декабря 2023, 14:21
Парадоксально, но живопись, благодаря которой мы знаем Ренессанс, на самом деле менее всего связана с возрождением древних веков.

Живопись не возродила античность.

Живопись родилась как новое, творческое оригинальное искусство.

Истинное богатство Ренессанса заключено в гуманистах, мастерски владеющих красноречием.

Быть гуманистом значило не жалеть ни времени, ни сил на поиск, переписывание, изучение, комментирование и издание всевозможных текстов.

Блистать латынью в частной переписке, в приветственных и надгробных речах.

Писать стихами и прозой в различных античных жанрах так, чтобы даже сведущий читатель не заметил подделки.

Быть знатоком античной мифологии и космологии, этических учений и практической морали древних.

Живопись презрительно относилось к "механическим искусствам", оскверненным непосредственным соприкосновением с материей. 

На одном уровне с живописцами стояли торговцы воском, изготовители свечей, бумаги, торговцы книгами и красками, парфюмеры, стеклоделы, гончары и др.

Труд архитектора стоял выше, потому что был связан с арифметикой и геометрией.

Труд скульптора получал оправдание благодаря метафорическому сходству с работой человека над самим собой.

Живописцы же были всего лишь "обезьянами Бога".

Им приписывали стиль жизни и мышления, не заслуживающие уважения - пьянство, бесстыдство, сумасбродство.

Презрительное отношение к художникам было преодолено лишь с популяризацией станко́вой картины и хлопотами Леонардо да Винчи за коллег по цеху.

Тем не менее, бороться со стереотипами восприятия Ренессанса бесполезно. 

И действительно, что сейчас вам говорят имена литераторов: Петрарка, Бокаччо, Саккетти, Мазуччо, Понтано, Пульчи, Боярдо, Полициано, Бирбиена, Бембо, Кастильоне, Триссино, Банделло, Страпарола, Аретино, Фиренцуола, Беолько, Берни, Гварини, Тассо?

Или самые знаменитые тексты Альберти, Леонардо, Микеланджело, Челлини, Вазари?

На картине Франческо Петрарка. Поэт, гуманист.