За что Толстой невзлюбил Шекспира

12 октября 2015, 11:15
Суть претензий Льва Толстого заключалась в отсутствии достоверности у английского писателя

Когда Льву Толстому исполнилось 75 лет, он сел за стол, взял карандаш и стал писать гадости про Вильяма нашего Шекспира, потому что уже не мог больше этого выносить. Его всего просто переполняло ненавистью и негодованием, как это человечество до сих пор читает всякую дрянь, а не его, гениального прозаика?

В преамбуле он так и написал: я долго терпел, но всему, наконец, приходит конец, и моему терпению тоже, получай же, Вильям, по морде!

Вкратце суть претензий Льва Толстого заключалась в отсутствии достоверности у английского писателя.

Почему Глостер говорит так?

А король Лир – так думает?

Они, что, дураки?

Это тут – не так.

Здесь – тоже неправильно.

Там должно быть это по-другому написано.

Тут – все переделать.

Что за чушь он везде насочинил?

Это никуда не годится!

Все это подозрительно напоминает один рассказ Шукшина, где старый дед, не выдержав отсутствия правдоподобия в кино, запустил сапогом в телевизор и разбил его.

Подозреваю, что родные Льва Толстого, зная ненависть папаши к Шекспиру, неделю его троллили Гамлетом и Макбетом, пока он не заперся в кабинете, и не выложил на бумаге, всё, что думает по сему поводу.

А я, как раз, думаю наоборот. Писатель – это не журналист, чтобы ему запечатлевать факты.

Настоящий литератор должен выдумывать такой модельный мир, в котором персонажи говорят, думают и действуют по своим законам, совершенно отличным от земных, как у Достоевского, где герои исторгают полуторастраничные монологи, не свойственные обычным людям.

Настоящий автор может из ничего, из пальца высосать чудовищную драму, в которой мир перевернется и все действующие лица трагически погибнут, исторгая у читателей искренние слезы. И если для этого герои его совершают нелогичные поступки, герцоги говорят, как биндюжники, а король не может раскусить приторной лести – то пусть так и будет.