Кремль почти полностью растратил средства из Фонда национального благосостояния

13 февраля, 12:28
Фонд национального благосостояния (ФНБ) России, который активно использовался для покрытия бюджетного дефицита после начала войны, практически исчерпан.

По оценке экс-министра финансов РФ, бывшего председателя правления банка ФК «Открытие» Михаила Задорнова, оставшихся средств фонда хватит лишь на полгода финансирования государственных расходов в случае серьезного падения цен на нефть.

Согласно данным на 1 февраля 2025 года, объем ликвидных активов фонда (валютные средства и золото на счетах в Центробанке) сократился до 3,8 трлн рублей, что составляет менее 2% ВВП. Для сравнения, перед началом войны в 2022 году этот показатель был в 7,4% ВВП.

Средства ФНБ, которые годами аккумулировались за счет сверхдоходов от экспорта нефти и газа, были направлены на финансирование оборонного заказа и масштабных бюджетных расходов. По оценке Задорнова, это дало российской экономике дополнительный стимул в размере 10% ВВП за три года, или 20 трлн рублей. Однако сейчас правительство практически израсходовало резервный фонд, в то время как расходы на армию и войну продолжают расти. В 2025 году военные затраты достигнут 13,2 трлн рублей — на 22% больше, чем в 2024 году, и почти вчетверо выше довоенного уровня 2021 года (3,5 трлн рублей).

«Только при окончании военных действий правительству удастся сбалансировать бюджет», — подчеркивает Задорнов. Он также отмечает, что сокращение бюджетного дефицита является «ключевым фактором победы над инфляцией», которая все сильнее ударяет по российскому населению и предприятиям.

По данным Минфина РФ, перед началом войны в ФНБ находилось $113,5 млрд ликвидных активов, но к началу 2025 года осталось лишь $37,5 млрд — минимальный уровень с момента создания фонда в 2008 году. За три года войны правительство израсходовало две трети накопленных средств (примерно $76 млрд), направив 6,5 трлн рублей на покрытие бюджетного дефицита, а также выделив сотни миллиардов рублей на поддержку государственных корпораций, пострадавших от санкций, и реализацию крупных кремлевских мегапроектов.