Перемены в Арктике: новый курс России по отношению к участию КНР

8 февраля, 13:51
На протяжении многих лет Арктика оставалась зоной стратегического интереса, где основную роль играли страны Арктического совета.

Россия, обладая обширными арктическими территориями, традиционно была ключевым игроком, настаивая на том, что будущее этого ледяного пространства должны определять именно эти страны. Такая позиция фактически оставляла страны за пределами этого круга, в частности Китайскую Народную Республику (КНР), без значительного участия.

Однако обстоятельства изменились. Растущая экономическая и дипломатическая изоляция России заставляет Кремль пересмотреть свой подход. Приостановка сотрудничества со стороны других членов Арктического совета вынуждает Россию искать партнерства с КНР, о которых ранее можно было только мечтать. Открытие дверей для более активного участия КНР в регионе после аннексии Крыма в 2014 году и, в последующем, военные действия в Украине в 2022 году подняли активность КНР в Арктике до небывалого уровня.

Последние три года демонстрируют резкий рост количества компаний с китайским капиталом, работающих в Арктике и на Дальнем Востоке. По данным доклада консалтинговой компании Strider, в 2020 году в арктических регионах и прилегающих к Северному морскому пути зарегистрировались 48 новых компаний с китайским капиталом. В следующем году их число увеличилось до 77, а в 2022 году поднялось до 111. Только за первые шесть месяцев 2023 года число увеличилось на 123 компании, что привело к общему количеству компаний с китайским капиталом, зарегистрированных для работы в регионе, до 359 с января 2020 года по июнь 2023 года.

Эти изменения открывают новую главу в арктической политике, что может сказаться на региональной стабильности и развитии в арктическом регионе. Закрыть один открытую для КНР дверь в Арктику, вряд ли уже получится.