Инвестаналитик Павел Спайделл:
«Россия думает, что низкие цены позволят похоронить сланцевую индустрию США и считает, что сможет победить США на их же территории, что как минимум глупо и наивно. Во-первых, цены на нефть не зависят от баланса спроса и предложения, они определяются финансовой элитой США и Великобританией и теми, кто формирует так называемую финансовую нефть. Поэтому, при необходимости, какие цены захотят, такие и сделают.
Во-вторых, Россия, будучи зависимой от нефти и газа чуть менее, чем полностью, считает, что сможет поколебать устойчивость высокодиверсифицированной экономики США. Если при длительном нахождении цен на нефть ниже 45 долларов российскую власть и элиту будут выносить вперед ногами, потому что они не смогут поддержать ни макроэкономическую стабильность, ни социальную устойчивость (особенно в преддверии трансферта власти), то США этого даже не заметят.
Слишком наивно считать, что США позволят России или саудитам формировать повестку дня. При необходимости прижмут обоих».
Какова точка безубыточности сланцевых проектов в США, которые собралась душить Россия? Не так давно аналитики консалтинговой компании IHS Markit, участвовавшие в подготовке проспекта эмиссии для IPO саудовской нефтяной компании Saudi Aramсo, подсчитали себестоимость разработки новых нефтедобывающих проектов в разных странах мира.
В США точка безубыточности находится около $40 за баррель для морских проектов и $48 за баррель для наземных. При этом нижняя граница для наземных проектов проходит примерно по отметке $33 за баррель. Т.е. нынешняя цена WTI в $30 за баррель – уже за гранью рентабельности.
Но вот беда – для российских нефтяных проектов точка безубыточности примерно такая же, как в США. В России средняя цена безубыточности наземных проектов расположена чуть выше $40 за баррель. Разброс значений находится в диапазоне от $30 до $60.
Т.е. вместе с удушением американского сланца мы будем душить и российскую нефтедобычу.
Использованная литература: источник