Расцвет Китая как автомобильной сверхдержавы не является аномалией — это наглядный пример могущества государственного капитализма, системы, сочетающей амбиции со стратегией, а грубый масштаб - с хирургической точностью.
Запад может жаловаться на субсидии, избыточные мощности и недобросовестную конкуренцию, но реальность ясна: Китай играет в другую игру, и он играет на победу.
Столкновение экономических систем - это битва за будущее. И прямо сейчас одна сторона действует быстрее, мыслит масштабнее и строит умнее.
На Западе мы (обычно) стараемся адаптировать завод к рыночному спросу. В КНР вы получаете государственную лицензию и строите завод. Чем больше, тем лучше. Затем вы суетитесь как сумасшедшие, чтобы продать свои машины. Продавайте их кому угодно. Где угодно.
Результат: сегодня у Китая достаточно мощностей, чтобы удовлетворить половину годового мирового спроса на автомобили - около 40 миллионов в год. Китайские потребители покупают около 25 миллионов, оставляя 15 миллионов единиц дополнительных мощностей.
Если бы все эти избыточные мощности остались дома, внутри Китая, никому не было бы дела.
Но китайские автопроизводители ведут глобальное наступление, экспортируя автомобили по всему миру. В 2024 году Китай поставит 6 миллионов автомобилей, укрепив свои позиции экспортера № 1 в мире.
Лидеры на Западе начинают выкрикивать обвинения в нечестной игре.
Запад: Вы не можете вот так безрассудно построить кучу автомобильных заводов и наводнять рынки. Вы превращаете избыточные мощности в оружие!
Китай: Мы должны сдерживаться, потому что вы ленивы, медлительны и глупы? Вы просто злитесь, потому что мы побеждаем!
Нет никаких сомнений в том, что Китай наращивает мощности и субсидии в целевых отраслях - солнечной энергетике, судостроении, металлургии - и уничтожает глобальных конкурентов с помощью цен, которые невозможно сопоставить. В то время как Запад продолжает быть самодовольным и медлительным в инновациях.
Избыточные мощности и субсидии - большие и сложные темы, отвлекающие нас от гораздо более простой реальности: мы переживаем высокоскоростное столкновение двух совершенно разных экономических систем.
В одном углу рыночный капитализм. В другом государственный капитализм. Два тяжеловеса, сцепившиеся на ринге, не любят друг друга.
Запад кричит судье: «Дисквалифицируйте его. Он на анаболиках!», Китай делает шаг вперед: «Я сильный и быстрый. А ты жирный».
Вопрос не в том, доминирует ли Китай сегодня в производстве электромобилей; вопрос в том, будет ли остальной мир довольствоваться наблюдением со стороны или прямо сейчас будет копать глубже, чтобы найти способ конкурировать.