Письмо главному редактору «Шарли Эбдо»

11 ноября 2015, 15:30
Демократическое развитие невозможно без внутренней культурной установки на гуманизм, на сострадание с чужой болью...

В связи с недавними событиями написал письмо главному редактору Шарли Эбдо Жерару Биару, пишет Михаил Амосов, председатель Петербургского ЯБЛОКА , член федерального политкомитета партии ЯБЛОКО .

Письмо переведено на французский и направлено на рабочую почту издания.

Здравствуйте, господин Биар.

В последние дни журнал, которым Вы руководите, вновь привлёк внимание российской общественности.

По телевидению были показаны рисунки, опубликованные в Шарли Эбдо , и, посвящённые падению российского самолёта в Египте.

Как Вы, наверное, знаете, или можете догадаться, публикация этих рисунков вызвала большое раздражение среди моих сограждан.

Реакция эта вполне понятна в нашем обществе не принято шутить по поводу гибели людей, даже, если эти люди кому-то не вполне симпатичны.

Мне такие рисунки тоже кажутся недопустимыми.

До последнего времени, я думал, что и во Франции преобладают такие же представления. Во всяком случае, демонстрации, которые происходили в Париже и в других городах Франции после террористического нападения на Шарли Эбдо , показывали, что французы проявили громадную солидарность с семьями погибших и с сотрудниками вашей редакции.

Мне кажется важным, что и в моей стране нашлись тысячи людей, выразивших солидарность с погибшими журналистами. Это проявилось и на государственном уровне и, что особенно важно, среди демократически мыслящих граждан.

Вход во французское консульство в моём родном Санкт-Петербурге был буквально завален цветами.

В крупных городах России весьма популярным стал лозунг Мы все Шарли с ним на улицы города выходили оппозиционные демонстранты, да и обычные граждане. Даже исламские демонстранты, проводившие на Северном Кавказе манифестации в защиту аллаха от издевательств Шарли , не посмели оправдывать террористов, нападавших на ваш журнал. Каждый раз они подчёркивали, что осуждают их.

Впрочем, я надеюсь, что Вы и сами располагаете информацией о реакции в России на террор в отношении журналистов Шарли Эбдо . И я не стал бы писать Вам это письмо, только ради напоминания о том, что происходило после нападения на Шарли Эбдо .

Толчком к написанию письма было совсем другое Ваша реакция на то, что люди в России болезненно отреагировали на последнюю публикацию, связанную с катастрофой самолёта с российскими туристами.

В особенности меня взволновала Ваша ссылка на то, что Шарли Эбдо светское, демократическое и атеистическое издание .

Дело в том, что эти три слова для меня не пустой звук.

Я уже четверть века участвую в демократическом движении в России.

В настоящее время я возглавляю региональное отделение Объединённой демократической партии Яблоко в Санкт-Петербурге в том самом городе, где проживало большинство пассажиров погибшего самолёта.

Меня четыре раза избирали депутатом городского Законодательного собрания, почти всё время мне приходилось быть в оппозиции.

С самого начала я выступал с критикой нынешней правящей партии и её лидера Владимира Путина.

Быть может, поэтому на последних выборах, как считают в партии Яблоко , меня незаконно лишили депутатского места. Сделано это было с помощью самых циничных подтасовок, о существовании которых, как я думаю, во Франции даже не догадываются.

О себе я могу точно сказать я сторонник демократии и светского государства.

Наконец, я атеист.

Вроде бы, наши взгляды по базовым вопросам должны быть близки. Но на самом деле это не так.

Довольно часто Ваша позиция мне, представляется, совершенно ошибочной.

Например, я не стал бы глумиться над религиозными взглядами людей я думаю, что каждый человек имеет право на заблуждение. В том числе на религиозные заблуждения.

Тут, однако, я понимаю, что атеизм бывает разный: мягкий и беззлобный как у меня, воинствующий как у Вас. Возможны разные подходы. Меня клерикальные тенденции в моей стране тоже нередко раздражают.

Но смеяться над гибелью простых людей, над гибелью детей это уж слишком. Это через край.

Я думаю, что демократическое развитие невозможно без внутренней культурной установки на гуманизм, на сострадание с чужой болью.

Для меня даже удивительно, что могут находиться люди, которые называют себя демократами и при этом с пренебрежением относятся к гибели невинных людей. Это какое-то фальшивое и безответственное представление о демократии.

И самое последнее: я уверен, что Ваш манифест - заявление вместе с публикацией рисунков о падении самолёта - наносит удар по делу распространения демократии. Во всяком случае, это точно относится к вопросу развития демократии в России.

Своими действиями Вы оттолкнули от идеалов демократии многих людей в моей стране.

Я в этом уверен. И я не могу считать Вас настоящим демократом. И я хочу, чтобы Вы об этом знали .