Двойники и фейки: как российские тролли вмешиваются в европейские выборы

4 июня 2024, 21:36
Если вы верите всему, что читаете, то можно подумать, что Евросоюз хочет запретить водителям ремонтировать старые автомобили или планирует ограничить количество рейсов, которые люди могут совершать, введя «углеродные паспорта». Он может даже ввести «климатические ограничения» в стиле Covid.

Все это неправда, но поскольку на этой неделе 373 миллиона избирателей, имеющих право голоса, придут на избирательные участки, чтобы выбрать новый Европарламент, на континент хлынул поток дезинформации.

ЕС и несколько стран-членов создали следственные агентства для борьбы с дезинформацией в преддверии голосования — и они сосредоточены на кампаниях, исходящих с России.

Обвинения в российской дезинформации вокруг выборов не новы — они уже были характерны для преддверия голосования в США, Великобритании и ЕС, хотя Россия всегда отрицала проведение подобных кампаний. Но тактика становится все более изощренной и перетекает с онлайн-платформ в парламенты и общественные дискуссии.

По словам Моргана Райта, главного советника по безопасности американской компании SentinelOne, специализирующейся на кибербезопасности, искусственный интеллект и дипфейки быстро становятся инструментами, которые выбирают те, кто стремится распространять ложные нарративы.

SentinelOne совместно с независимой исследовательской группой EU DisinfoLab работает над раскрытием российской сети влияния, действующей в Европе с 2022 года и получившей название «Доппельгангер». Эта сеть использует сайты-клоны известных европейских СМИ, включая такие крупные издания, как Guardian и Bild, в качестве средств распространения недостоверного и ложного контента.

Основное внимание уделяется фальшивым историям с целью повлиять на отношение к таким темам, как война в Украине и в Газе. По данным Европейской обсерватории цифровых медиа (EDMO), за последний год климатический кризис стал вторым по популярности объектом нападок.

В одной из таких фальшивых статей, опубликованной на сайте, имитирующем Bild, рассказывалось, как подросток-велосипедист истек кровью после того, как уличные фонари были выключены в целях экономии электроэнергии. В фальшивой статье утверждалось, что немецкое правительство отключило свет из-за энергетического кризиса, вызванного санкциями против России в связи с войной в Украине. Эта история была опровергнута многочисленными немецкими СМИ, но продолжала распространяться в Facebook.

Генеральный секретарь EDMO Пола Гори говорит, что распространение ложных климатических нарративов соответствует геополитическим целям России, поскольку прибыльный нефтегазовый сектор страны подвергся санкциям и запрету ЕС на импорт. «Русским очень легко распространять дезинформацию, что ЕС испытывает трудности из-за санкций, а европейские граждане страдают без российского газа», — сказала она.

По словам Гори, также появились ложные утверждения, что возобновляемые источники энергии мало способствуют энергетической безопасности ЕС. Лаборатория EU DisinfoLab обнаружила и другие истории, в которых ложно утверждалось, что ветряные турбины вызывают токсичное загрязнение.

По словам главного советника по безопасности SentinelOne Моргана Райта, цель состоит в том, чтобы посеять смуту и раскол, а не добиться изменений в климатической политике. «Россия действует очень оппортунистически. Она ищет споры и раздоры, а также любые текущие проблемы, которые можно использовать в своих интересах… Цель — заставить [людей] воевать друг с другом. Климатическая политика их не волнует», — сказал он. 

Кампании, которые начинаются в Интернете, просачиваются в парламенты Европы, где политики-популисты распространяют одни и те же ложные сведения.

Политики во Франции и Италии распространили ложную информацию, что климатическая политика, направленная на сокращение загрязнения окружающей среды в результате сельскохозяйственной деятельности, заставит граждан ЕС есть насекомых, а жителям Хорватии, Германии и Польши сообщили, что политики в Англии вводят «климатические ограничения» для своих граждан, и что подобные ограничения могут появиться в их странах.

Кампании имеют реальные последствия, особенно для законодательства ЕС «Зеленый курс» — всеобъемлющей концепции действий в области климата.