Многие верующие заявляют, что в православии присутствуют все элементы магической практики: мол, есть и магический артефакт для связи с потусторонним (икона), и особая энергия (благодать), почтительное отношение к артефактам (их нельзя взять и выкинуть как обычную вещь), ритуалы инициации артефактов (освящение) и даже необходимость специального посвящения для создателя артефактов (благословение писать иконы).
Из этого некоторые недалёкие люди делают вывод, что почитание икон это всего лишь реализация магического мышления — ничем не хуже и не лучше ритуалов вуду. Однако этот вывод, строго говоря, неверен: да, мы видим корреляцию, но корреляция, как знает каждый образованный рациональный человек, ещё не предполагает причины и следствия. Давайте задумаемся: как могла возникнуть эта связь?
Быть может, аналогия прослеживается не потому что православие есть отражение магического мышления, а ровно наоборот: магическое мышление и ритуалы есть искаженное православие? Люди по злому умыслу или неведению искажают истинное учение Христа, разносят по миру — и развивают где-нибудь в лишенной духовного окормления центральной Африке разного рода сатанинские учения.
“Ну а что делать с обезьянами, у которых тоже наблюдается ритуальное поведение?”, — спросит дотошный атеист. Всё просто: вот уже две тысячи лет по земле разлит свет Христова учения, и нет ничего удивительно в том, что твари Божии, чувствуя это свет, пусть неумело и искаженно, но пытаются служить Богу...
Итак, мы вновь убедились, что Христово учение неуязвимо для логики, ибо логика — тоже часть Божьего замысла. А разве может часть противоречить целому?
Аминь.
Использованная литература: источник