Феску принято считать одним из отличительных атрибутов Османской империи. Однако большую часть истории османы носили вовсе не её, а тюрбаны. Повсеместное внедрение фесок началось лишь в 1820-х годах как элемент модернизации империи. Дело в том, что традиционный тюрбан является показателем социального статуса владельца — на это указывают высота, цвет и способ завязывания. Феска же стала символом стандартизации и унификации по европейскому образцу.
На смену тюрбанам фески для османов ввёл султан Махмуд II (1808–1839), которого также называют «османским Петром Великим». В 1826 году он разогнал корпус янычар (аналог русских «стрельцов») и сформировал регулярную османскую армию, которую облачил в фески, заказанные в Тунисе. Вскоре по приказу султана новые головные уборы надели и гражданские чиновники. В течение следующих десятилетий феска стала неотъемлемым элементом «восточного» костюма. Её начали носить не только в Османской империи, но и в Британской Индии, Юго-Восточной Азии, Южной Африке, христианских государствах Балканского полуострова, «зуавских» частях европейских армий и в колониальных африканских подразделениях. Любопытно, что центром промышленного производства фесок стала христианская Богемия, расположенная в Австро-Венгрии.
К началу XX века феска из символа модернизации превратилась в символ «Востока». Это не устраивало власти новой Турецкой республики во главе с президентом Мустафой Кемалем. В 1925 году был издан «Закон о шляпах», который запретил всем должностным лицам носить фески и тюрбаны. Отныне они были обязаны надевать только шляпы или фуражки — таким образом Ататюрк надеялся окончательно «вестернизировать» турецкий костюм. На востоке Анатолии закон привёл к массовым волнениям среди традиционалистов, которые пришлось подавлять армией и флотом — в итоге десятки сторонников фесок и тюрбанов были казнены за агрессивное неприятие европейских шляп.
После запрета в Турции феску продолжили носить в других странах, однако вестернизация постепенно свела на нет её популярность. В наше время фески используют либо как элемент парадного церемониального костюма, либо как колоритный сувенир для продажи туристам.
Использованная литература: источник