В апреле 1920 года в основном завершилась гражданская война в Европейской России. Армия Антона Деникина была разбита. Ее остатки эвакуировались в Крым, где, как казалось красному командованию, были надежно заперты. Заняв главный оплот Деникина, Северный Кавказ, Красная армия надеялась молниеносно занять Закавказье.
Хотя в конце апреля начале мая 1920 года за три дня практически без сопротивления был советизирован Азербайджан, дальнейшее победное шествие Красной армии по Закавказью пришлось прервать из-за начавшейся советско-польской войны, потребовавшей переброски основных сил на Запад.
После ее окончания столь же бескровно на первом этапе была советизирована Армения. Как и в случае с Азербайджаном, союзником Красной Армии была кемалистская Турция, которая разбила армянскую армию, пытавшуюся вернуть западную (турецкую) Армению. А вот демократическая Грузия, где у власти находились социал-демократы (меньшевики), оказалась крепким орешком.
Споры советских вождей
Единственное, что удерживало большевиков от немедленного вторжения в Грузию после оккупации Армении, это опасения, что может последовать широкомасштабное вмешательство со стороны Антанты. Боеспособность Красной армии, только что разгромленной под Варшавой, оценивалась не слишком высоко, и были опасения, что она не устоит против грузинской армии, если та будет подкреплена многочисленным англо-французским десантом.
Поэтому просоветские восстания в Борчалинском уезде, Абхазии, Аджарии и Душетском уезде, планировавшиеся советским командованием еще на середину декабря 1920 года, начались во всех этих регионах, кроме Аджарии, только в ночь с 11 на 12 февраля 1921 года. До этого шли споры в Политбюро. Владимир Ленин считал войну против Грузии слишком рискованной, но к началу февраля Льву Троцкому и Иосифу Сталину удалось убедить его, что риска нет. Они не ошиблись.
При создании Версальской системы ответственность за ее воплощение на территории бывшей Османской империи была возложена на США. Однако в Вашингтоне склонились к изоляционизму, а армии Великобритании и Франции были истощены мировой войной.
Гибридная война
6 февраля приказом командующего Кавказским фронтом Владимира Гиттиса была создана группа войск тифлисского направления во главе с Михаилом Великановым. 12 февраля повстанцы заняли Гори, Душет и весь Борчалинский уезд. Это была гибридная война, похожая на ту, что идет сегодня на Донбассе. Для дестабилизации Грузии были использованы абхазские повстанцы, которые получили подкрепление в виде нескольких тысяч красноармейцев.
А в нейтральную зону между Грузией и Арменией, которая с октября 1920 года контролировалась грузинскими войсками, были переброшены армяне-красноармейцы, развернувшие боевые действия против грузинских войск. Советская сторона утверждала, что это восстание местного армянского населения.
15 февраля Ленин потребовал от 11-й армии взять Тифлис, началось широкомасштабное советское вторжение в Грузию, что явилось нарушением заключенного 7 мая 1920 года мирного договора между советской Россией и Грузинской демократической республикой. Глава сформированного повстанцами Грузинского ревкома Филипп Махарадзе задним числом пригласил Красную армию в Грузию, провозгласив создание Грузинской советской республики, и обратился с просьбой о военной помощи к правительству РСФСР.
Соотношение сил
Положение Грузии с самого начала было безнадежным. С востока враждебная советская Россия. С запада столь же враждебная Турция. Против агрессора Грузия могла выставить 11 000 пехотинцев и 2000 бойцов народной гвардии.
Кавалерии почти не было, за исключением нескольких разведывательных подразделений общей численностью в 400 человек. Грузины располагали 46 орудиями, несколькими сотнями пулеметов, 4 бронепоездами, несколькими танками и броневиками, а также 56 самолетами.
Советские войска в составе 11-й и 9-й армий имели примерно 35 700 пехотинцев и 4300 кавалеристов. Кроме того, их поддерживали 900 осетинских и не менее 2000 абхазских ополченцев.
К концу операции за счет ввода дополнительных сил численность советских войск возросла до 50 тыс. человек, тогда как в грузинскую армию влились еще около 2000 народных гвардейцев. Красные располагали 196 орудиями, 1065 пулеметами, 7 бронепоездами, 4 танками, полутора десятками броневиков.
Грузинская армия была воодушевлена борьбой за национальную независимость. Однако повторить под Тифлисом чудо на Висле не было никаких шансов. Население Грузии было в восемь раз меньше, чем население Польши. Если поляки в момент варшавского контрнаступления имели примерно равные силы с Красной армией, то советские войска превосходили грузинскую армию.
Тем не менее грузины решили драться, надеясь, что в случае их длительного сопротивления последует англо-французская интервенция. Положение Грузии, казалось бы, облегчалось восстанием в Армении. Дашнаки (члены армянской националистической партии Дашнакцутюн ), недовольные тем, что большевики не выполнили обещаний о паритетном участии в управлении Арменией и отдали туркам многие армянские земли, 18 февраля подняли восстание и освободили Ереван и другие армянские территории, не занятые турками.
Однако советское командование не стало прекращать войну с Грузией и отзывать часть войск в Армению. Дашнакская армия, насчитывавшая всего 7,5 тыс. человек, все равно не имела возможности ударить в тыл советскому Кавказскому фронту. Ереван был отбит советскими войсками уже после завершения боев с грузинской армией.
Вмешательство Турции и бездействие Антанты
В Грузии шли ожесточенные бои, в которых грузины достигли ряда успехов. Так, им удалось взять 2400 пленных. Героически сражался отряд из 510 курсантов Тифлисской военной школы, два дня удерживавший селение Табахмела против многократно превосходящих сил противника. Но 24 февраля правительство Ноя Жордания перебралось из Тифлиса в Кутаиси, а потом в Батуми. На следующий день под угрозой окружения столицу покинули остатки грузинской армии. Они надеялись удержать батумский плацдарм, организовать партизанскую войну в тылу советских войск и дождаться интервенции Антанты. Но уже 23 февраля Грузии предъявила ультиматум Турция, и на следующий день 20-тысячная турецкая армия без боя заняла южную часть Батумского округа с городами Артвин и Ардаган.
Грузинское правительство надеялось на столкновение советских и турецких войск, и 8 марта впустило турок в Батуми, к которому также подходила Красная армия. К тому времени грузинская армия потеряла 3200 убитых и пленных и несколько тысяч раненых. В строю осталось 3 4 тыс. человек. Некоторые из них пытались сопротивляться туркам, рассматривая их как большее зло, чем большевики.
Красная армия понесла значительные потери: 5500 убитых и более 10 тыс. раненых, но ее превосходство теперь стало подавляющим. 16 марта в Москве был подписан договор о дружбе между советской Россией и Великим национальным собранием Турции во главе с Кемалем-пашой, согласно которому туркам отходила южная часть Батумского округа, а Батуми оставался за советской Грузией.
Кемалисты, которые вели в то время войну с Грецией, полностью зависели от поставок советского оружия и вынуждены были согласиться на компромисс. И в тот же день между Великобританией и РСФСР было подписано торговое соглашение, согласно которому Лондон обещал не вести антисоветской деятельности на территории бывшей Российской империи. Последние надежды грузин на интервенцию рухнули. 18 марта правительство Жордания отплыло из Батуми в эмиграцию вместе с несколькими тысячами военных и гражданских беженцев, а остатки армии были демобилизованы.
Так закончилась советско-грузинская война. Ее исход полностью зависел от того, придет ли Антанта на помощь Грузии. А поскольку Лондон и Париж к тому времени примирились с советско-турецким контролем над Закавказьем, судьба Грузии была решена еще до начала войны. Точно так же исход российско-грузинской войны 2008 года был решен благодаря дипломатической поддержке, оказанной Грузии США и странами Евросоюза. В результате эта война, хотя и закончилась победой России, не привела к смене политического режима в Грузии и захвату всей ее территории российскими войсками.
Использованная литература: источник