47 лет со дня вторжения в Чехословакию

2 июня 2015, 11:00
В два часа ночи 21 августа 1968 г. советский пассажирский самолет Ан-24 запросил аварийную посадку в пражском аэропорту Рузине

В два часа ночи 21 августа 1968 г. советский пассажирский самолет Ан-24 запросил аварийную посадку в пражском аэропорту Рузине.

Диспетчеры дали добро, самолет приземлился, из него высадились военнослужащие 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, дислоцированной в Каунасе.

Десантники под угрозой применения оружия захватили все объекты аэродрома и начали прием транспортных самолет Ан-12 с подразделениями десантников и военной техникой. Транспортные Ан-12 садились на полосу каждые 30 секунд.

Так началась тщательно разработанная СССР операция по оккупации Чехословакии и закончилась т.н. Пражская весна процесс демократических реформ, проводимых компартией Чехословакии под руководством Александра Дубчека.

В операции по захвату Чехословакии, которая получила название Дунай , участвовали армии четырех социалистических стран: СССР, Польши, Венгрии и Болгари и .

Армия ГДР тоже должна была войти на территорию Чехословакии, но в последний момент советское руководство побоялось аналогии с 1939 г. и немцы границу не пересекли.

Основной ударной силой группировки войск стран Варшавского договора стала Советская Армия это были 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, общей численностью по разным данным от 170 до 240 тысяч человек.

Одних только танков было задействовано около 5000. Были созданы два фронта Прикарпатский и Центральный, а численность объединенной группировки войск достигала полумиллиона военнослужащих.

Вторжение было по обычной советской привычке преподнесено, как помощь братскому чехословацкому народу в борьбе с контрреволюцией.

Никакой контрреволюцией в Чехословакии, понятное дело, и не пахло. Страна полностью поддерживала коммунистическую партию, с января 1968 г. начавшую политические и экономические реформы.

По числу коммунистов на 1000 человек Чехословакия занимала первое место в мире.

С началом реформ была существенно ослаблена цензура, повсеместно проходили свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы.

Было заявлено о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, установить строгий контроль над деятельностью органов безопасности, облегчить возможность организации частных предприятий и снизить государственный контроль над производством.

Кроме того, планировалась федерализация государства и расширение полномочий органов власти субъектов ЧССР Чехии и Словакии. Всё это, конечно, беспокоило руководство СССР, которое проводило в отношении своих вассалов в Европе политику ограниченного суверенитета (т.н. доктрина Брежнева ).

Команду Дубчека многократно пытались уговорить остаться на коротком поводке у Москвы и не стремиться построить социализм по западным стандартам.

Уговоры не помогали.

Кроме того, Чехословакия оставалась страной, где СССР так и не смог разместить ни свои военные базы, ни тактическое ядерное оружие.

И этот момент был, пожалуй, главной причиной столь несоразмерной масштабу страны воинской операции кремлевскому Политбюро нужно было заставить чехословаков подчиняться себе любой ценой.

Руководство Чехословакии, чтобы избежать кровопролития и разрушения страны, отвело армию в казармы и предоставило возможность советским войскам беспрепятственно распорядиться судьбой чехов и словаков.

Единственным видом сопротивления, с которым столкнулись оккупанты, был гражданский протест. Особенно ярко это проявилось в Праге, где безоружные жители города устроили настоящую обструкцию захватчикам.

В три часа ночи 21 августа советскими солдатами был арестован премьер-министр Черник.

В 4:50 колонна танков и БТР направилась к зданию ЦК КПЧ, там был застрелен двадцатилетний житель Праги.

В кабинете Дубчека советские военные арестовали его самого и семерых членов ЦК.

В семь утра танки направились на Виноградскую, 12, где располагалось Радио Праги.

Жители успели построить там баррикады, танки стали прорываться, была открыта стрельба по людям.

В то утро у здания Радио погибли семнадцать человек, еще 52 были ранены и доставлены в больницу.

После 14:00 арестованное руководство КПЧ было посажено на самолет и вывезено на Украину при содействии президента страны Людвига Свободы, который как мог боролся с марионеточным правительством Биляка и Индры.

Благодаря Свободе Дубчеку сохранили жизнь, а потом перевезли в Москву.

В городе был введен комендатский час, в темное время солдаты открывали огонь по любому движущемуся объекту.

Вечером по европейскому времени Совет Безопасности ООН провел в Нью-Йорке экстренное собрание, на котором принял резолюцию осуждающую вторжение. СССР наложил на нее вето.

По городу начали ездить грузовики со студентами, держащими в руках национальные флаги.

Все ключевые объекты города были взяты под контроль советскими войсками.

У Национального музея. Воинскую технику тут же окружали жители города и вступали с солдатами в разговоры, часто очень острые, напряженные. В отдельных районах города была слышна стрельба, в больницы постоянно везли раненых.

Утром молодежь начала строить баррикады, атаковать танки, забрасывала их камнями, бутылками с горючей смесью, пыталась поджигать военную технику.

Надпись на автобусе: Советский культурный центр.

По всей Праге начались массовые акции саботажа. Чтобы затруднить ориентацию в городе для военных пражане начали уничтожать уличные указатели, сбивать таблички с названиями улиц, номера домов.

Cоветские солдаты ворвались в церковь Святого Мартина в Братиславе. Сначала они стреляли по окнам и башне средневековой церкви, потом сломали замки и проникли внутрь.

Был вскрыт алтарь, ящик для пожертвований, разбит орган, церковные принадлежности, уничтожены картины, сломаны лавки, кафедра.

Солдаты залезли в крипт с захоронениями и разбили там несколько могильных плит. Эту церковь грабили в течение всего дня, разными группами военнослужащих.

Подразделения советских войск входят в г. Либерец.

Погибшие и раненые после штурма военными пражского Радио.

Стены домов, витрины магазинов, заборы стали площадкой для беспощадной критики в адрес оккупантов.

Беги домой, Иван, ждет тебя Наташа , Оккупантам ни капли воды, ни ломтя хлеба , Браво, ребята! Гитлер , СССР, убирайся домой , Дважды оккупированы, дважды научены , 1945 освободители, 1968 оккупанты , Мы боялись Запада, на нас напали с Востока , Не руки вверх, а голову выше! , Космос вы покорили, а нас нет , Слону ежа не проглотить , Не называйте это ненавистью, назовите это познанием , Да здравствует демократия. Без Москвы вот только несколько примеров такой настенной агитации.

На Староместской площади.

Возле здания пражского Радио, где 21 августа 1968 г. погибли люди, защищавшие радиостанцию, прошла церемония памяти, были возложены венки, транслировалась та утренная передача из 68-го, когда радио сообщило о нападении на страну. Диктор читает текст, а фоном слышна стрельба на улице.

На месте у Национального музея, где установлен памятник совершившему самосожжение студенту Яну Палаху, горели свечи.

В начале Вацлавской площади устроены выставка на большом экране показывают документальный фильм о событиях Пражской весны и августа 1968 г., стоит БМП с характерной белой чертой, машина скорой помощи тех лет, стоят стенды с фотографиями и репродукциями пражских граффити.