«Блистающий Торгсин»: легенда и миф 1930-х годов

11 апреля 2020, 16:47
Автор книг об истории кулинарии Павел Сюткин рассказал на страницах своего «Живого журнала» о действовавшем в СССР в 1930–36 годах Всесоюзном объединении для торговли с иностранцами. О Торгсинах. И оказалось, что главной задачей этого проекта была вовсе не торговля с иностранцами (как официально заявлялось). Главная задача была другая — выкачать остатки драгоценностей из «лишенцев».

Торгсин – всесоюзное объединение для торговли с иностранцами, действовавшее в СССР в 1930-36 годах. Только нужно четко понимать, что «иностранцы» - это так, скорее, легенда. Ну, то есть были там конечно, пара-тройка туристов (то-то они за продуктами именно в СССР приезжали), да командировочные специалисты. Главная же задача этого проекта была другая – выкачать остатки драгоценностей из «лишенцев».

Таким изящным термином в те годы именовались люди, лишенные избирательных прав ввиду своего происхождения (из дворян, купцов и т.п.) и, как следствие, не получающих продовольственные карточки. Чтобы понять их ситуацию, можно просто посмотреть, как нормировалось продовольствие в те годы в том же Ленинграде:

Как видите введение карточек и создание системы Торгсина практически совпали по времени. Продажа продовольствия и промтоваров в обычных магазинах была строго нормирована. А в новой сети без ограничений продавали все, но за иностранную валюту и драгоценные металлы (золото, платину, серебро). Понятно, что очень немногие могли пользоваться услугами этой торговой сети. Для большинства граждан страны эти покупки были вынужденной мерой и совершались в крайних случаях.

В этих магазинах продавали все – начиная с шуб и валенок, и кончая крупами и сахаром. При этом простых граждан стали пускать туда достаточно быстро. Как только стало очевидным, что иностранцами все эти произведения советской промышленности как-то не востребованы. Вот таким-то образом в госказну и перекочевало большинство фамильных золотых украшений, чудом уцелевших от реквизиций в Гражданскую. «Население толпами несет золото, - пишет историк Павел Филевский, - потому что в кооперативах решительно нет продуктов, хлеб в выдаче сокращен, очень многим вообще отказано в выдаче хлеба. Больше всего несут золото, покупая муку, сахар, другие предметы первой необходимости. Снабжение делается все скуднее и скуднее. Продажа рыбы преследуется, хотя и улов хороший».

Помимо этого система «Торгсина» была еще и «международной платежной системой» того времени. Родственники за границей могли перевести своим родным деньги, на которые те вправе были получить «боны» Торгсина. И отоварить их в ближайшем «валютном» магазине. Понятно, что к этому средству прибегали лишь те, кому уже действительно было все равно, кем их будут считать Ну, и пусть враги народа, пусть родственники за границей, троцкисты, предатели – а голод не тетка.

Помимо розничной торговли Торгсин мог отправлять посылки. Для людей, живших в глубинке, это была одна из немногих возможностей получить дефицитные продукты. Как отмечает историк Елена Осокина в своей книге "За фасадом сталинского изобилия", родственники или друзья за границей выбирали один из вариантов стандартной посылки Торгсина, переводили валюту в его адрес, и в течение 48 часов после этого посылка должна была отправиться получателю в СССР. «Шлите доллары на Торгсин» - письма с этими фразами беспрепятственно могли покинуть советскую территорию.

Итак, вот он перед вами – «блистающий Торгсин», легенда и миф 1930-х годов. А точнее - его "детский" ассортимент:

На фото - предметы из экспозиции Музея С.М.Кирова (СПб)