Братья по оружию: Российско-немецкий раздел Польши

5 мая 2016, 18:00
Захват и уничтожения Польши союзниками: фашистами и большевиками

Еще весной 1939 года главное командование вермахта выпустило директиву О единой подготовке вооруженных сил к войне , содержащую основные положения подготовки к предстоящий войне с Польшей. Главная задача сухопутных войск, наложенная в директиве, состояла в полном уничтожении вооруженных сил Польши до возможного вступления в войну третьей стороны. Для этого предписывалось готовиться к ведению молниеносной войны - нанесению внезапного массированного удара, который приведет к полному превосходству вермахта до завершения противником мобилизационных мероприятий. Директивой предусматривалась возможность начала операции с двадцатых чисел августа 1939 г.

В географическом отношении у Германии имелись все предпосылки дли достижения быстрой победы над Польшей, которая находилась как бы в полуокружении, т.к. Восточная Пруссия нависала над ее территорией с северо-востока, а проведенная аннексия Чехословакии позволяла им использовать Словакию для массированного вторжения с юга. Такая конфигурация линии фронта давала возможность вермахту нанести мощный удар большими силами по сходящимся направлениям.

Политические же предпосылки к победе дал пресловутый пакт Молотова-Риббентропа. Весь план нападения был построен на поддержке СССР, иначе немцы просто завязли бы в войне на два фронта - давнем кошмаре германских генштабистов. Лишь заручившись поддержкой Сталина, Гитлер смог напасть на Польшу. Интересно, что нападая на Польшу, Германия всячески старалась показать Англии и Франции, что СССР её союзник, в то же время как в самом СССР всячески старались лицемерно показать свою нейтральность . Тем не менее, дружба, скрепленная кровью (поляков), как выразился товарищ Сталин явно имела место.

1 сентября 1939 года, после продолжительного политического кризиса, Германия вторглась на территорию Польши.

Германская атака началась в 4:45 утра, когда военный корабль Schleswig-Holstein отрыл огонь из своих орудий по Westeplatte. Часом позже первые германские подразделения пересекли границу с Польшей. 3 сентября 1939 года Великобритания и Франция объявили войну Германии.

Силы вторжения были составлены из пяти армий и резерва (14 пехотных, 1 танковая и 2 горных дивизии) - все под командованием генерала фон Браухича. Немцы атаковали с трёх направлений: Силезия/Словакия, Западная Померания и Восточная Пруссия.

Группа армий Юг состояла из 8-й, 10-й и 14-й армий (18 пехотных, 1 горная, 2 моторизованные, 4 легко-моторизованные и 4 танковые дивизии) и атаковала с направления Силезия/Словакия. 4-я армия, под командованием генерала фон Клюгге, входящая в состав группы армий Север , под командованием генерал-полковника фон Бока, (8 пехотных, 2 моторизованные и 1 танковая дивизии), атаковала из Западной Померании. 3-я армия, также входящая в состав группы армий Север , (11 пехотных и 1 танковая дивизии), атаковала из Восточной Пруссии. Все три направления атаки были нацелены на столицу Польши - Варшаву.

Немецкая артиллерия.

Польская армия насчитывала 39 пехотных, 11 кавалерийских, 3 горных бригады и 2 моторизованные бронебригады. Польская армия ещё не полностью провела мобилизацию и была не готова к войне, а значит и к плану обороны Z (Zachod - West). На всех фронтах завязались жестокие бои, в которых польская армия пыталась сдержать натиск вторгшихся войск, а временами и контратаковать.

Польские добровольцы.

Действия сухопутных войск, в соответствии с доктриной молниеносной войны, развивались в строгом соответствии с заранее разработанным сценарием. Несмотря на авантюрность некоторых пунктов этого сценария, наступление немецких войск разворачивались, в общем, успешно.

Группе армий Север потребовалось всего несколько дней, чтобы установить связь между Восточной Пруссией и Германией. После боев в Тухольской Пустоши с пытающимися контрнаступать и обороняться здесь двумя польскими пехотными дивизиями и кавалерийской бригадой, 4-я армия вышла 4 сентября в район Кульма и форсировала Вислу. В ходе проведенных боев было захвачено в плен более 16 тысяч чел при 100 орудиях.

Немного портили впечатление неудачи с операцией по захвату моста в Диршау (полякам удалось взорвать мост, что ненадолго задержало наступающих) и действием десантной группы в Вестерплятте (неожиданно для себя немцы встретили здесь яростное сопротивление).

Пленные немцы.

Несмотря на гарантии союзников, только утром третьего дня боевых действий англичане и французы выдвинули немцам ультиматум, а к обеду - объявили войну. того все страхи Гитлера, что союзники, даже не переходя границы, смогут ограничиться эффективными действиями собственной авиации и флотов против территории Германии, не оправдались.

Немецкие солдаты отмечают победу.

Сбитый польский самолет.

Польская же пропаганда била в фанфары: Налёт польской авиации на Берлин , Линия Зигфрида прорвана в 7 местах

Немецкая же пропаганда эксплуатировала Погром в Бромберге : когда немцы вошли в Быгдощ (Бромберг) и Шулитце, выяснилось, что польские власти устроили резню живших в этих городах польских граждан немецкой национальности.

5-6 сентября выяснилось, что расчет потребного количества боеприпасов и артиллерии на ведение боевых действий оказался, мягко говоря, недостаточным, а также тот факт, что немецкие самолеты и танки потребляют бензина несколько больше, чем то гарантировалось фирмами изготовителями. Но если положение с бензином было пока терпимым, то катастрофически подходило к концу дизельное топливо. Чтобы позволить дизельным грузовикам перемещаться, 6 сентября было спешно разработано указание по замене дизельного топлива смесью синтетического бензина с сырой нефтью, Все чаще для снабжения войск применяли авиацию. 6-7 сентября 1939 г. стали критическими днями всей Польской кампании.

Поляки сдаются в плен

К 7 сентября передовые части армии вышли к реке Нарев, по пути уничтожив большую группировку противника в районе севернее Млава. К этому времени войска прикрытия всех польских приграничных оборонительных районов были сбиты и уничтожены, либо осуществляли беспорядочный отход. Управление вооруженными силами Польши под ударами немецких войск стало невозможно, но несмотря на это, польские солдаты дрались повсюду с крайним ожесточением.

Брошенный польский танк.

6 сентября польское правительство спешно покинуло Варшаву и перебралось в Люблин, откуда 9 сентября выехало в Кременец, а 13 сентября - в Залещики. 16 сентября польское правительство перешло границу Румынии. Армия осталась без командования; страна была брошена на произвол судьбы. Армия стала массово сдаваться в плен.

В войне, длившейся всего 18 дней (осада Варшавы не в счет), польская армия была полностью уничтожена. Примерно 695 тыс. человек попали в плен к немцам, до 217 тыс. человек сдались СССР. Возможно, что до 100 тыс. человек спаслись бегством через границы Румынии, Венгрии и Литвы. Громадное число убитых польских солдат и воевавших бок о бок с ними мирных жителей, составляет по некоторым источникам, более полутора миллиона человек, и скорее всего, никогда не будет точно установлено.

Польским пленным дают суп.

Битва закончилась 20 сентября полным уничтожением польских сил. Первая германская атака на Варшаву была предпринята 9 сентября, но, вплоть до 24 сентября, все немецкие атаки на столицу были успешно отражены.

25 сентября Вермахт начал массированный артиллерийский обстрел и бомбардировку Варшавы, и с 25 по 27 сентября предпринимал безуспешные попытки штурма города.

28 сентября Варшава капитулировала из-за безнадёжного положения и отсутствия снабжения. В то же время, с 10 по 29 сентября, Вермахт безуспешно штурмовал крепость Модлин, которая капитулировала только 29 сентября из-за отсутствия снабжения и капитуляции Варшавы.

Польские парламентеры во время передачи крепости Модлин представителям немецкого командования.

Потери немецкой армии были мизерными: 10 572 человека убитыми, 30 222 ранеными и 3 -109 пропавшими без вести.

Момент церемонии переговоров о капитуляции Польши 1939 г.

Захваченные немцами польские самолеты.

17 сентября с востока в Польшу вторглась Красная Армия с целью освободить белорусов и украинцев, проживающих в Восточной Польше. Это стало неожиданностью для польского командования и сделало перегруппировку оставшихся польских сил невыполнимой задачей. Советские силы вторжения состояли из двух фронтов: Украинский, под командованием Тимошенко и Белорусский, под командованием Ковалёва. Всего оба фронта включали в себя 1,5 миллиона человек, 6191 танк, 1800 самолётов и 9140 артиллерийских орудий.

Уже на следующий день Красная Армия захватила Вильно современный Вильнюс. Затем были освобождены Гродно и Львов, а 23 сентября Красная Армия вышла на берега реки Буг.

Встреча российских и немецких солдат на Буге. Интересно, как бы повернула мировая история, если бы российско-немецкий союз по оружию. существовавший в XIX веке, было бы восстановлен на десятилетия?

Комиссар 29-й танковой бригады Красной армии В. Ю. Боровицкий с немецкими товарищами по оружию.

Генерал Гудериан вспоминал: В качестве вестника приближения русских прибыл молодой русский офицер на бронеавтомобиле, сообщивший нам о подходе их танковой бригады. Затем мы получили известие о демаркационной линии, установленной министерством иностранных дел, которая, проходя по Бугу, оставляла за русскими крепость Брест; такое решение министерства мы считали невыгодным. Затем было установлено, что район восточнее демаркационной линии должен быть оставлен нами к 22 сентября. Этот срок был настолько коротким, что мы даже не могли эвакуировать наших раненых и подобрать поврежденные танки. По-видимому, к переговорам об установлении демаркационной линии и о прекращении военных действий вообще не был привлечен ни один военный .

22 сентября 1939 года во время официальной процедуры передачи города Бреста и Брестской крепости советской стороне прошел совместный парад сил вермахта и РККА. Участвовали: XIX моторизованный корпуса вермахта (командир корпуса генерал танковых войск Гейнц Гудериан) и 29-й отдельная танковая бригада РККА (командир комбриг Семён Кривошеин).

Генерал Гудериан вспоминал: В день передачи Бреста русским в город прибыл комбриг Кривошеин, танкист, владевший французским языком; поэтому я смог легко с ним объясниться. Все вопросы, оставшиеся неразрешенными в положениях министерства иностранных дел, были удовлетворительно для обеих сторон разрешены непосредственно с русскими. Мы смогли забрать все, кроме захваченных у поляков запасов, которые оставались русским, поскольку их невозможно было эвакуировать за столь короткое время. Наше пребывание в Бресте закончилось прощальным парадом и церемонией смены флагов в присутствии комбрига Кривошеина .

На трибуне немецкий генерал Хайнц Гудериан и советский комбриг Семён Кривошеин.

Позже Кривошеин так вспоминал парад: В 16.00 я и генерал Гудериан поднялись на невысокую трибуну. За пехотой пошла моторизованная артиллерия, потом танки. На бреющем полете пронеслось над трибуной десятка два самолетов. Гудериан, показывая на них, пытался перекричать шум моторов:

Немецкие асы! Колоссаль! кричал он. Я не удержался и тоже крикнул в ответ:

У нас есть лучше!

О, да! ответил Гудериан без особой радости.

Потом опять пошла пехота на машинах. Некоторые из них, как мне показалось, я уже видел.

Очевидно, Гудериан, используя замкнутый круг близлежащих кварталов, приказал мотополкам демонстрировать свою мощь несколько раз Наконец, парад закончился

Советская танковая колонна проходит мимо группы стоящих немецких мотоциклистов. На переднем плане командирский Т-26 образца 1933 года с поручневой антенной.