Будущий глава ЦРУ пообещал иранцам оружие, если они будут удерживать заложников до выборов

6 августа 2023, 17:43
Швейцарский дипломат Флавио Мерони — один из тех, кто принимал непосредственное участие в усилиях по урегулированию кризиса с американскими заложниками в Иране в 1980 году, убежден что переговоры администрации Картера с иранцами провалились, потому что они заключили закулисную сделку с руководителем предвыборного штаба Рейгана Уильямом Кейси

В прошлом году Мерони вместе с бывшим иранским дипломатом Ахмадом Саламатяном и бывшим переговорщиком от Алжира Мохаммедом Беджауи опубликовал весьма содержательную книгу о деле с заложниками. 
Подозрение, что республиканцы предотвратили освобождение 52 невиновных граждан по партийным мотивам, казалось слишком возмутительным, чтобы кто-либо в Вашингтоне мог в это поверить. Такой поступок граничил бы с изменой и стал бы скандалом, по сравнению с которым блекнет даже Уотергейтское дело. 
Кризис с заложниками был огромным унижением для Соединенных Штатов. В своей неспособности использовать давление и санкции для освобождения 52 человек сверхдержава выглядела слабой и беспомощной. Различные дипломатические инициативы и попытки международного посредничества не увенчались успехом.
Республиканцы опасались победы Картера. В ходе кампании в СМИ они предупредили, что Картер готов пойти на грязную сделку с иранцами. Однако есть много свидетельств того, что сам Кейси в то время вел секретные переговоры с иранцами. На переговорах он, как утверждается, пообещал им доставку крайне необходимого оружия, боеприпасов и запчастей, если они будут держать заложников под стражей дольше.
Первая встреча между Кейси и доверенным лицом Хомейни Мехди Каруби состоялась между 25 и 29 июля 1980 года в отеле в Мадриде. Посредником встречи выступил иранский банкир и торговец оружием Сайрус Хашеми. Три месяца спустя, с 19 по 22 октября 1980 г., как сообщается, в нескольких парижских отелях был организован второй раунд встреч между делегациями Кейси и Каруби.
Сообщается, что там также находилась израильская делегация. Сегодня это может показаться невероятным, но израильское правительство Менахема Бегина выступало за возобновление поставок оружия в Иран. В то время израильтяне боялись победы Саддама Хусейна больше, чем Ирана. Несмотря на антиизраильскую риторику Хомейни, они надеялись, что смогут продолжить тесные отношения, существовавшие при шахе.
В течение нескольких месяцев после встречи в Мадриде Сайрус Хашеми использовал грузовое судно для организации четырех поставок оружия из израильского порта Эйлат в Иран. В октябре, сразу после второй встречи в Париже, самолет доставил в Тегеран еще одно израильское оружие. Хотя Картер лично пожаловался Бегину на это нарушение эмбарго на поставки оружия в Иран, Бегин не вмешался, чтобы остановить поставку. Есть много указаний на то, что глава израильского правительства также рассчитывал на то, что Картера выгонят.
Сразу после парижской встречи иранцы прервали переговоры с администрацией Картера. Выборы прошли без достижения соглашения. Только в январе 1981 года, когда приближалась передача власти Рейгану, иранцы при посредничестве алжирцев возобновили переговоры. Однако, в отличие от ранних требований, они больше не требовали поставки оружия в обмен на заложников, а требовали только освобождения замороженных иранских средств.
вопрос полностью исчез из переговоров с американцами, — говорит Мерони. И это несмотря на обещание администрации Картера иранцам, что, как только дело с заложниками будет решено, она поставит им все оружие, за которое шахский режим уже заплатил. Видимо, иранцы были уверены, что смогут получить от Рейгана больше. Их единственная забота заключалась в том, чтобы закончить дело как раз к тому моменту, когда Рейган вступит в должность.
На переговорах в Алжире иранцы в конце концов согласились на крайне невыгодные условия: они не только согласились выплатить наличными свой долг США в размере 3,7 миллиарда долларов. Они также согласились выделить 1,4 миллиарда долларов для урегулирования любых претензий.

Из 12 миллиардов долларов иранских активов, замороженных в американских банках после захвата заложников, они в конечном итоге вернули только 4 миллиарда долларов.
Никто не понял, почему иранцы согласились на эти условия. Суть в том, что Иран потерял 300 000 долларов в день и заложников в результате захвата заложников.
На сегодняшний день нет четких доказательств того, что встречи в Мадриде и Париже имели место в июле и октябре 1980 года. В 1993 году расследование Конгресса пришло к выводу, что обвинения не могут быть доказаны. Однако позже всплыла служебная записка из посольства США в Мадриде, в которой говорилось, что Кейси действительно находился в городе во время первой встречи в июле 1980 года.