Чрезвычайная бедность заложила основы Московии

11 февраля, 09:58
Как уже писал не раз, чрезвычайная бедность создала основы Московии. Эта бедность усугублялась при модернизационных рывках, в основном при накоплении военных сил – накопить их можно было, только обобрав до нитки и простое население, и элиты того времени – больше денег взять было неоткуда.

Так было при рывках Ивана Грозного (создание нового типа армии с огнестрельным оружием и артиллерией), Петра I, Сталина.

Один из лучших российских экономических историков старой России, клиометрик Сергей Нефёдов в своей книге «Демографически-структурный анализ социально-экономической истории России» статистически описывает, как сильно упал уровень жизни простых людей при Иване Грозном:

«В современной экономической истории соотношение между численностью населения и наличными ресурсами характеризуется заработной платой, исчисленной в килограммах зерна. Около 1520 года подёнщик в Москве мог купить на дневную плату около 10 кг хлеба. В 1568 году поденщик на Белоозере получал 1 деньгу в день, а четверть ржи стоила 20 денег, т.е. на дневную зарплату можно было купить 3,6 кг хлеба. Таким образом, реальная заработная плата за полвека уменьшилась втрое.

(Дневная плата в 3,6 кг кажется довольно большой, но нужно учесть, что подёнщиков брали на короткие сроки, что большую часть года они не имели работы). В действительности уровень дневной оплаты порядка 4 кг - это был уровень, характерный для времён кризиса и голода.

Гораздо больше информации имеется об условиях годового найма монастырских работников (так как в монастырях лучше вёлся бухгалтерский учёт). Монастыри привлекали для обработки своей пашни наемных «казаков» или «детенышей»; эти работники получали от монастыря продукты (4 четверти хлеба в год) и денежное содержание, «оброк». В 1547 году плотники в Новгородском Софийском доме и Иосифо-Волоколамском монастыре получали по 100 денег в год, а простые чернорабочие в Волоколамске - 80 денег в год, и их дневная зарплата в деньгах и продуктах была эквивалентна лишь 1,2 кг хлеба. Впоследствии мы видим столь низкий уровень зарплаты лишь один раз, во время сильного голода 1588-89 годов - однако тогда этот голодный уровень держался лишь один год, а в 1550-х годах это была обычная плата. Таким образом, уровень жизни в 1550-х годах был примерно таким же, как в голодные годы. Уровень реальной заработной платы в середине XVI века понизился до минимума».

И если говорить об условиях, при которых пришёл Иван Грозный к власти, - это олигархический хаос. Сергей Нефёдов описывает этот период истории Московии:

«В год смерти Василия III наследнику престола Ивану IV было лишь три года, и фактической правительницей стала вдова великого князя Елена Глинская. Князья и бояре с трудом мирились с самодержавием Василия III; после его смерти начались измены и мятежи. Елена Глинская в 1538 году была отравлена боярами. К власти пришла боярская олигархия, господство которой оформилось как правление Боярской Думы; решения думы стали равнозначны великокняжеским указам.

Однако боярское правление сопровождалось борьбой знатных родов, заговорами и дворцовыми переворотами. «Бояре живут по своей воле, - говорил бежавший из России итальянский архитектор Пётр Фрязин, - от них великое насилие, управы в земле никому нет, между боярами самими вражда, и уехал я от великого мятежа и безгосударства». «Великое насилие» заключалось в том, что бояре поделили между собой наместничества и стали требовать у населения «корма» сверх всяких норм. «Всё расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование. Потом напали на города и сёла, мучили различными жестокими способами жителей, без милости грабили их имущество».

Наместничьи суды превратились в орудие вымогательств. В Пскове, например, наместник князь А.М.Шуйский поднимал старые дела и «правил на людях» по 100 рублей и больше, мастеровые делали всё для него даром, «большие люди» несли ему подарки.

В наделении воинов поместьями воцарился беспорядок. Документы свидетельствуют, что только в одной поместной раздаче 1539 года князь П.И.Шуйский присвоил земли на 2 тысячи десятин, его родственник А.Б.Горбатый - на 1,5 тысячи десятин - и было много других примеров такого рода. Нормы наделения землёй воинов не соблюдались. Не заботясь о простых воинах, боярское правительство щедрой рукой раздавало податные привилегии монастырям и знати. Запрет на передачу земли монастырям был забыт, монахи снова отнимали за долги земли у детей боярских и у крестьян.

В 1540-х годах начинает чувствоваться недовольство дворян, направленное, прежде всего, против правящей боярской верхушки и монастырей. Земельные споры помещиков с монастырями стали обычным явлением. Таким образом, в соответствии с теорией, Сжатие сопровождалось ростом численности элиты и ухудшением её положения. Этот процесс привёл к фрагментации элиты, к выделению отдельных групп и к конфронтации между этими группами. С другой стороны, также в соответствии с теорией, Сжатие привело к обострению борьбы между элитой и государством за перераспределение доходов.

После смерти Василия III аристократия начала наступление на государство и в 1538 году добилась победы, установив боярское правление. За этим последовали перераспределение ресурсов в пользу аристократии и столкновения между конкурирующими группами по поводу раздела доходов. Низшие слои элиты при этом ничего не приобрели и даже потеряли в результате захвата боярами части поместных земель. В итоге, наметилась основная линия раскола элиты - конфронтация между боярами и дворянством. Аристократия воспользовалась ситуацией также и для усиления давления на народ, в частности, на горожан. Для этого была использована (формально государственная) система наместнических кормлений, которая превратилась в механизм перераспределения доходов в пользу элиты. Другим механизмом такого рода стала поражённая коррупцией судебная система».