Дело «бойчукистов»: как в СССР расстреляли украинских художников (ДОКУМЕНТЫ)

18 апреля 2021, 14:18
Художников Ивана Липкивского, Ивана Падалко, Василия Седляра, Ивана Орла-Орленко и основателя оригинальной художественной школы Михаила Бойчука - НКВД СССР расстрелял в один день, обвинив их в принадлежности к «контрреволюционной национал-фашистской организации».

Центр исследований освободительного движения (ЦИОД), при поддержке Украинского культурного фонда (УКФ), выложил в свободный доступ очередные оцифрованные документы так называемого дела «бойчукистов», пишет Радіо Свобода.

Центр исследований освободительного движения совместно с Архивом Службы безопасности Украины на сайте Электронного архива Украинского освободительного движения выложил 46 документов дела одного из художников «бойчукистов» - Ивана Липкивского, сына основателя Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) митрополита Василя Липкивского.

Художник Иван Липківский, представитель художественной школы Михаила Бойчука, расстрелян НКВД СССР в 1937 году

Среди документов, в частности, есть:

В протоколах допросов отмечается, что Иван Липковский, как и другие арестованные художники, «признался в участии в национал-фашистской организации, планировании ее членами индивидуального террора против высшего советского руководства, в частности Постышева, и поддержке идей Гитлера».

Михаил Бойчук и его ученики

Михаил Бойчук был человеком неординарным. Его харизма и оригинальная манера поведения мало вписывались в каноны «советского кодекса строителя социализма».

Бойчук закончил Академию искусств в Париже, учился в Вене и Кракове. Он стал одним из создателей и первых профессоров Украинской Академии художеств, а затем и профессором Киевского художественного института.

Основатели Украинской академии искусств. Сидят (слева направо): Абрам Маневич, Александр Мурашко, Федор Кричевский, Михаил Грушевский, Иван Стешенко, Николай Бурачек; стоят Георгий Нарбут, Василий Кричевский, Михаил Бойчук. Киев, ноябрь 1917 года.

Бойчук создал свою художественную школу, основным принципом которой было творение собственного «Я» художника на основе знания традиционного и современного искусства.

«Кто лучше работает, к тому присматривайтесь. Не надо бояться заимствовать у другого, надо пытаться сделать лучше. Индивидуальность сама проявится, когда мастер созреет» - так говорил Михаил Бойчук своим ученикам.

Дело Михаила Бойчука из бывшего архива НКВД СССР

«Имя Бойчука было окружено романтикой. Занятия фресками, темперой, монументальным искусством - притягивали к нему молодежь» - такое объяснение феномену Бойчука дал следователям по делу о реабилитации «бойчукистов» один из учеников художника, известный искусствовед господин М.

Вот что он рассказывал 11 июня 1957 года о Михаиле Бойчуке (из протокола дела о реабилитации):

- Многие студенты стремились попасть к Бойчуку. Бойчук выдвигал условия - слушаться его во всем, учиться не менее 7 лет и в течение этого времени не жениться ... Те студенты, которые не имели где жить - жили у Бойчука.

Очень интересной была идея создания школы-мастерской, которая способствовала бы коллективной работе в области монументально искусства, как во времена итальянского Возрождения.

Михаил Бойчук апеллировал к мировому и народному украинскому искусству 16 века и народному искусству, которое тогда называли «кулацким». Такую свою позицию Бойчук основывал на тезисе о том, что «пролетарской культурой нельзя овладеть, не овладев всей мировой культурой».

Бойчук имел много иллюстративного материала и большую коллекцию памятников украинского народного искусства. Это все он показывал студентам, чего другие профессора не делали ...

Бойчук вел свои взгляды на искусство от Ван Гога и модернистов. Он первый в СССР показал своим студентам такую технику, которую никто не знал.

Художник Михаил Бойчук (1882 1937). Один из основателей монументального искусства Украины 20-го века. Представитель «расстрелянного возрождения»

Как личность, Михаил Бойчук сочетал в себе демократизм и деспотизм, не прислушивался к мыслям других и был крайне нетерпеливым. Следовательно, имел много врагов. Бойчук жил в своем мире и мало интересовался общественной жизнью.

Все это начало восприниматься как единое целое и возник термин «бойчукизм». Главной характеристикой «бойчукистов» по мнению критиков был подход - «неважно что рисовать, лишь бы интересно было».

Позже враги отождествили стиль Бойчука с его идеологическими взглядами. Возникло противостояние символистов-бойчукистов и реалистов Козика и Кричевского. Я никогда не слышал, чтобы Бойчук выступал против советской власти, но он выступил против реалистов.

Падалка и Седляр были учениками первого выпуска Бойчука.

Падалкаи - разноплановый художник и график. Его текстиль, ковры, керамика имели собственный стиль и принципы. Его работы пользовались большим успехом. Иван Падалка был любителем острого слова и народного фольклора, что ему и пнавредило.

Зато Липкивский был тихим малоактивным художником. Он любил пофилософствовать, жил бедно и больше был известен как сын митрополита Липкивского.

Каких-либо активных выступлений против советской власти от всех этих людей я никогда не видел и не знаю».

Доносы и аресты

Формальным поводом для ареста художников стал донос некоего господина О. и публикация в прессе, обвинявшая Бойчука в буржуазном национализме.

«Постановление от 16 мая 1937 года. Я, начальник 4 отделения 1 УО отдела УГБ НКВД УССР Грушевский, рассмотрел материалы, опубликованные в газете «Известия» №74 от 30.03.37 относительно арестованных Бойчука, Седляра и Падалка. Постановляю: включить в следственное дело газету ., в материале которой характеризуется деятельность Бойчука, Седляра, Падалка на фронте изобразительного искусства. Лейтенант госбезопасности Грушевский».

Приобщена к делу вырезка из газеты с пометками следователя

Михаила Бойчука арестовали 25 ноября 1936 года. На допросах его сначала настойчиво расспрашивали о встрече и общении с Антоновичем, Грушевским, Шептицким, Винниченко, Гнатюком, Скрыпником и другими известными украинскими деятелями.

Вот фрагмент протокола допроса от 04.12.1936 года (перевод с укр.):

Бойчук: Я познакомился с Шептицким в 1907 году через известного польского критика Станислава Викевича. И Шептицкий предложил мне поехать учиться в Германию и Францию за его счет. На средства Шептицкого я учился до 1911 года и встречался с ним во время приездов домой.

Следователь: До этого на чьи деньги вы учились?

Бойчук: Я был стипендиатом украинского научного общества имени Шевченко во Львове.

Следователь: Вы даете общие ответы. Следствию известно, что вы проводили национал-шовинистическую работу.

Закончилось все обвинением в «украинской контрреволюционной национал-фашистской деятельности. Цель - отторжение Украины от Советского Союза и создание украинского национал-фашистского государства».

Подписи Михаила Бойчука и сотрудника НКВД СССР, следователя Грушевского под протоколом допроса

Расстрел и реабилитация

Михаил Бойчук вместе со своими учениками получил от «высокого и справедливого суда» СССР высшую меру наказания - расстрел.

Приговор иполнили 13 июля 1937 года.

20 августа 1957 года Военная коллегия Верховного суда СССР пересмотрела дело «бойчукистов» и пришла к выводу, что приговоренные к расстрелу 13 июля 1937 года на основании ст. 54-8 54-11 УК УССР беспартийные:

1. Бойчук,1882 года рождения, уроженец Польши, бывший профессор Киевского художественного института (дело №267340 Т.9).

2. Седляр Василий Феофанович,1889 г.р., уроженец хутора Крестовка на Полтавщине, бывший секретарь оргкомитета Союза художников УССР (... т.24).

3. Падалка Иван Иванович,1894 г.р., уроженец селе Жирнокльовы Киевской области, бывший профессор живописи Киевского художественного института (... т.19).

4. Липкивский Иван Васильевич,1892 г.р., рожденный в Липовцах Киевской области, бывший заведующий учебно-художественными подручными материалами Художественного института (дело № II-406718).

5. Орел-Орленко Иван Михайлович,1896 г.р., рожденный в Липовцах Винницкой области, бывший директор Харьковского дома архитектора (№267340, Т.23) - были приговорены безосновательно.

Из решения о реабилитации:

- Обвинительные приговоры по этим делам базируются на непроверенных в судах показаниях. Установлено, что обвиняемые по этим делам осуждены необоснованно, поскольку материалы, положенные в основу обвинительных приговоров, во время дополнительной проверки не подтвердились.

Кем были завербованные в антисоветскую организацию Седляр, Падалка и Бойчук из свидетельств в ходе предварительного следствия - не видно.

На суде же Бойчук заявил, что он не помнит, кем он был втянут в контрреволюционную деятельность. Арестованние называли Бойчука и Седляра националистами. Эти показания неконкретны и не могут быть основой обвинения.

Также к делу были приобщены протоколы допросов арестованных в 1931 году Попова, Сулимы и Горбаня, хотя Бойчук, Седляр и Поделки аресту до 1937 года не подвергались.

Вновь допрошенние во время проверки свидетели показали, что протоколы их допросов были составлены необъективно и фактов антисоветской деятельности они за осужденными не замечали.

Бывший сотрудник НКВД Грушевский, который проводил следствие по этим делам, бил осужден за фальсификацию следственных действий и расстрелян.

На допросе в 1937 году Грушевский признал, что «материалы по обвинению Бойчука и других художников по их принадлежности к украинской фашистской партии были сфальсифицированы на основе ложных и провокационных доносов ... (ДАЛЬШЕ ЗАКРАШЕНО)».

С архива КГБ СССР видно, что все ложные показания дал О., за что он был осужден в 1937 году. На допросе О. показал, что он все придумал.

Наконец, военный прокурор сделал вывод, что приговоры следует отменить и закрыть дела «за отсутствием в действиях Бойчука, Падалка, Седляра и других расстрелянных художников состава преступления».

1 февраля 1958 года дело закрыли за отсутствием состава преступления.