(Напомню, что крестьяне составляли тогда 80% населения, с пришедшими в города, т.е. первым поколением рабочих, 85-87%)
Нет, это была не Ходынка – её как дурной знак, предвестие плохого царства восприняла лишь часть духовенства, которую условно можно назвать «народно-демократической» (толстовцы, будущие обновленцы).
Нет, не поражение в русско-японской – в царе тут разочаровалась часть профессиональных военных, часть правой интеллигенции.
Нет, не столыпинское подавление Революции 1905 года и не Ленский расстрел 1912 года – здесь разочаровалась левая интеллигенция и часть высшего пролетариата. А также часть помещиков, опоры трона – что царь и Столыпин, наоборот, мало вешали («слишком добрый царь»).
Десакрализация царя Николая II в глазах значительной части крестьян – это Кровавое воскресенье. Оказывается, даже неграмотные крестьяне, в дальних углах империи знали об этом расстреле, и оно потрясло их до глубины души.
Простые люди шли с иконами, хоругвями, славящие царя – чтобы передать ему письма с прошениями. Шли покорно – сняв шапки перед начальством, некоторые финальную часть пути ползли на коленях. В толпе было много женщин, подростков.
И вот эту верноподданническую толпу царь разрешил расстрелять.
Это так потрясло русских крестьян, что даже в 1920-е годы о Кровавом Воскресенье вспоминали как о некоем эсхатологическом событии, после которого многие утратили веру в царя.