Дезертирство на России времен войны 1812 года

24 октября 2023, 22:37
Хорошо известно про нежелание основной массы кандидатов в солдаты и солдат воевать в Первую мировую войну.

Тема про ВОВ у нас табуирована, но одна только цифра про 5,5 млн человек, сдавшихся в плен, тоже говорит о многом.

А вот про мотивацию солдат на ещё одной большой войне, которую всё чаще принято называть Нулевой мировой, про войну с Наполеоном в 1812-1815, известно не так много. Но оказывается, в тылу рекруты тоже не хотели идти на фронт и поднимали бунты. О некоторых таких случаях в Черноземье рассказывает историк Владимир Гунькин из Воронежского университета («Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки», №2, 2015).

«12 декабря 1812 г. П.А.Нилов получил письмо от пензенского губернатора Григория Сергеевича Голицына, который сообщал, что 9 декабря «в городе Инсаре 3-го пехотного казачьего полка воины в числе 2400 человек взбунтовались, правящего городническую должность уездного судью майора Бахметьева избили, полкового командира и всех офицеров перебили, посадили в тюрьму; дворянские дома разграбили». Далее сообщалось, что 10 декабря и в г. Саранске «тамошнего (1- го) пехотного казачьего полка воины, из толикого числа состоящие, оказали подобное ослушание».

Дело было вызвано тем, что ополченцы двух казачьих пехотных полков Пензенской губернии отказались принимать присягу и выступать в поход, назначенный на основании рескрипта Александра I от 8 ноября 1812 г. на конец ноября – начало декабря 1812 г.».

На подавление солдатского восстания была послана команда с артиллерией. И вскоре в обоих городах восставшие сдались без боя.

Но тут взбунтовался и третий полк:

«Однако и во 2-м пехотном казачьем полку, формирующемся в Мокшане, не всё было в порядке. В поход он выступил, но присяги тоже не принял. Ещё на марше, в с. Каменке Нижнеломовского уезда полк разоружили. 15 декабря полк достиг г. Чембара, а на следующий день ополченцы отказались следовать дальше и принимать присягу. Командир полка полковник Иван Дмитриевич Дмитриев и большая часть офицеров покинули город, опасаясь за свою жизнь. Общее число неповинующихся достигало 1800 человек.

Утром 22 декабря, пройдя за два дня более 100 вёрст, (карательный отряд с орудиями) прибыл в Чембар. Ободрённый его прибытием, полковник И.Д.Дмитриев решился на активные действия по наведению порядка в собственном полку. По его приказу орудия и команда Титкова были расположены на площади Чембара. Когда на площади во множестве стали собираться ратники, полковник трижды обращался к ним, уговаривая разойтись и угрожая открытием стрельбы из пушек. Однако угрозы не возымели нужного действия. Ополченцы с криками «Вы нам ничего не сделаете… Мы отымем пушки и всех побьём» стали приближаться «к выстроенному фронту и пушкам так, что, кинувшись, могли бы овладеть оными». Сначала по ним сделали холостой выстрел из одного орудия, но когда и это не помогло, «ударили другой раз, картечью, и в штыки». Ополченцы обратились в бегство, оставив «убитых на месте и тяжелораненых».

Власти жестоко расправились с зачинщиками и активными участниками выступлений. По свидетельству прапорщика И.Т.Шишкина, «три дня лилась кровь виновных ратников, и многие из них лишились жизни под ударами палачей. Из уцелевших, оставшихся после наказания ратников, часть отправлена в каторжную работу, часть – на поселение, а другие – на вечную службу в дальние сибирские гарнизоны». В списке «нижних чинов», выбывших по разл. причинам из 1-го Пенз. ополчения, указывается, что при подавлении волнений ратников было наказано шпицрутенами и отослано в дальние гарнизоны 289 чел., было выпорото кнутом и сослано на каторгу 42 чел.».

Интересной оказалась тема мобилизации во время Наполеоновской войны.

Теперь читаю работу историков Николаева и Хвостовой о Нижегородском ополчении («…упражняются в пьянстве и буйстве»: Формирование и девиантные особенности походного марша 3-го полка нижегородского ополчения (сентябрь 1812 - июнь 1813 гг.) – «История: факты и символы», №4, 2019).

Как следует из названия, историки описывают (на основе документов Центрального архива Нижегородской области) бардак при мобилизации. Это повальное пьянство, грабежи, солдатские убийства. Воровство денег и довольствия, выделенных на марш. Чтобы не стаптывались сапоги, пеший марш солдат был в лаптях (зимой).

Сами историки описывают новизну темы про Наполеоновскую войну: «Тема девиантного поведения воинов русской армии (и ополчений) только начинает рассматриваться в отдельных работах отечественных (В.С.Пруцакова) и зарубежных (Ж. Брейяр) авторов, хотя тема дезертирства, как одного из девиантных аспектов поведения, упоминается в работах исследователей региональных ополчений России».

Но меня в этой их большой работе заинтересовала вот ещё какая статистика: как уменьшилась численность полка на марше – ещё даже до далёкого вступления в войну с французской армией. Выйдя из Нижнего Новгорода и пройдя только до центральной Украины, отряд потерял уже половину своей численности.

Запомним первоначальную цифру: на 29 октября 1812 года полк состоял из 2284 человек. И вот как дальше менялась его численность и по каким причинам:

«В конце апреля 1813 г. в полку состояло: «налицо воинов»: 1115; «больных офицеров»: Макашев, Дивеев, Бухвалов, Алфимов, Афанасьев; «арестованных»: сотенный Чумичев, пятидесятный Ливанов и 4 воина «по смертоубийству».

В апреле 1813 г. в госпиталях и лазаретах умерло 66 воинов.

В мае 1813 г. полк находился в Житомирском уезде Волынской губернии, туда же поступали сведения о том, что в киевском госпитале из личного состава полка умерло 3 урядника, 84 воина, 7 нестроевых. «При полку» (в полковом лазарете) умерло 9 человек, 1 утонул, 1 бежал.

Согласно неуточнённым спискам, составленным в июне 1813 г., за период с 7 декабря 1812 г. по 1 мая 1813 г. из личного состава полка умерли 144 чел.; за май 1813 г. умерли ещё 238 чел. В период с 7 декабря 1812 г. по 1 мая 1813 г. в тульский и киевский военные госпитали было отправлено 548 ратников полка. По документации полка известно также о некоторых (не всех) бежавших. Впереди у ополченцев был долгий заграничный поход и сражения с наполеоновскими войсками на немецкой земле».