Фальшивые ветераны Бородинской битвы

3 августа 2017, 15:24
Как из простого крестьянина Павла Толстогузова сделали "участника Бородинской битвы"

История России - это история обманов, лжи и многочисленных подделок. Она настолько проломана ложью, что иногда найти в ней факт походящий на истину попросту нельзя. По этой причине, расследование личности фальшивого ветерана битвы 1812 года, пожалуй действительно фантастическое. Правда вот только результаты традиционно сомнения не вызывают.

Рапорт Тобольскому губернатору об отсутствии очевидцев войны 1812 года.

Так вот, как оказалось бывший "ветераном Бородинского сражения" Павел Толстогузовым в 1812 году даже еще не родился! 

На широкоизвестной фотографии, сделанной в 1912 году в городе Ялуторовске Тобольской губернии и хранящейся ныне в городском архиве Тобольска, многократно растиражированная надпись: "Павел Яковлевич Толстогузов, 117-летний старик сравнительно бодрый, глуховат и плохо видит. Рядом с ним его супруга 80 лет. Любитель Фотограф А. Левин". На эту фотографию ссылаются те, кто считает, что молодым гренадером Тобольского пехотного полка Павел Яковлевич участвовал в Отечественной войне 1812 года.

Вот только с этим утверждением есть ряд проблем.

Прежде всего то, что в начале XIX века в рекруты брали с 21 года и 17 летний гренадер Толстогузов никак не мог участвовать в битве при Бородино?

Вторая проблема еще хуже. Как оказалось умерший в 1912 году старик, не выдержавший поднявшегося вокруг него шума даже не успел приехать на торжества на Бородинском поле. Его смерть зафиксировали в метрической книге одного из храмов Ялуторовска. И, вот что там написано: "2 августа умер, а 4 августа погребен города Тюмени мещанин Павел Иаковлев Толстогузов, 87 лет, от дряхлости". То есть в 1812 году Толстогузова попросту не было на свете.

Кому вообще пришла в голову идея найти фальшивых ветеранов?

Согласно телеграммы помощника Ялуторовского исправника В.О. Кремера от 7 июля 1912 года, в которой тот докладывал в Тобольск: выполнить полученное из Петербурга задание не удалось, "ветеранов и бывших в сознательном возрасте современников очевидцев отечественной войны 1812 года в городе Ялуторовске и уезде не оказалось".

Но уже через два дня из Тобольска телеграфировали: "Ялуторовск. Исправнику. Не помнит ли Павел Толстогузов Отечественной войны? Сообщите все, что узнаете. Губернатор Станкевич".

Кто решил выдать его за 117-летнего, установить не удалось. Понятно, что найти в Сибири живого участника событий 1812 года было невозможно. Но уж очень хотелось вознаграждение за труды.

10 июля тобольскому губернатору А.А. Станкевичу пришла депеша из Ялуторовска: "Павел Толстогузов находится в бессознательном состоянии. За исправника Кремер".

В тот же день губернатор телеграфировал в Департамент общих дел Министерства внутренних дел: "Современник отечественной войны нашелся, один 117-летний старец, по состоянию сил ехать не может".

На следующей неделе в Ялуторовск послали фотографа - который и сделал "исторический снимок".

Ну, а 18 августа Кремер доложил, что "Павел Яковлев Толстогузов умер 31 июля". Вице-губернатор Н.И. Гаврилов телеграммой известил об этом МВД...

Извещение от 20 августа 19132 года о смерти Павла Толстогузова.

С остальными заготовленными для праздника ветеранами история примерно повторилась. Царю привезли клоунов на которых он очень рассчитывал. И миф о могуществе России стал обрастать новыми фантастическим фактами.