Гадяч vs Переяслав

17 сентября 2016, 10:38
16 сентября 1658 года украинский гетьман Иван Выговский заключил Гадяцкий договор с Речью Посполитой.

16 сентября 1658 года украинский гетьман Иван Выговский заключил Гадяцкий договор с Речью Посполитой. В настоящее время это историческое событие является таким же детектором, как и Переяславский договор Богдана Хмельницкого с Московским царством.

По тому, как освещается событие, можно легко определить политическую и идеологическую платформу автора. Советская историография подвергает Гадяцкий договор огульной критике, как «предательский» со стороны украинского гетьмана. Современные украинские и польские авторы так же категорически называют этот договор «актом политической зрелости». И, соответственно, наоборот в отношении Переяславского договора. А предпосылки этому были следующие.

В середине семнадцатого века Украина была органичной частью Речи Посполитой, но поляки к тому времени уж очень потянули одеяло на себя, что привело к восстанию козаков под руководством Богдана Хмельницкого, который сумел перетянуть на свою сторону крымских татар, которые, в свою очередь, на то время решали ещё довольно много, и, таки помогли выпилить ясновельмножных панов чуть ли не с половины Польши. Паны пришли в себя и нанесли «ответный удар» (с), после которого татары решили, что это «не их война». Хмельницкому был нужен военный союзник и он, не сомневаясь, стал военным союзником этого самого «Тишайшего» Алексея Михалыча. Точно также оуновцы в конце 30-х, не сомневаясь, стали союзниками Гитлера.

В Москве решили провести, типа, «референдума» (да-да, всё это началось именно тогда), на котором местная пьянь, купцы и работяги, для которых эта Украина была чем-то типа Сербии для современных «русских» – другими словами «не дадим православных братушек в обиду!» (хотя, по правде говоря, мало кто этих «братушек» видел живьем).

В украинском Переяславе собрали «раду», которая большинством голосов Будапештские соглашения ратифицировали. А сам Хмельницкий не успел даже, по большому счету, и воспользоваться преимуществами перед поляками, так как умер.

Поляки, со своей стороны, к тому времени смогли навесить шведам и наконец обратить внимание на Кресы Всходни, где гетьманом был уже Выговский, а также многочисленные козаки, которые за этих пару лет в москалях успели, таки, серьезно разочароваться, и готовы были «вернуться домой», но уже на других условиях в виде, таки, настоящей федерации. Поляки подумали и согласились.

Москали решили козаков «принудить к миру» и потерпели самый грандиозный фэйл за весь 17-й век – Конотопскую битву, в которой все эти гвардейские десантники, спецназовцы и морпехи были успешно вырезаны союзниками.

Москали, потеряв «лучших из лучших», бросили против союзников «лучших из худших» - всяких бурятских танкистов – которые выпиливались уже целыми бригадами в битве при Чуднове. После чего этот «Тишайший» всё решил с помощью подкупов, обещаний и предательства, которое среди тогдашних козаков было не редкостью. И началась «Руина».

Мораль. Поляки с украинцами намного чаще были военными союзниками, чем воевали друг с другом. И именно объединившись были в состоянии останавливать московскую агрессию (участники битвы Варшавской 1920 соврать не дадут).

Но сегодня, к сожалению, еще одна памятная дата. Именно 16 сентября 1930 года поляки начали «пацификацию» (принуждение к миру по-польски) в Галичине. После этого была и Волынь и «Висла», но это уже совершенно другая история.

Конотоп 1659 - спасибо деду за победу!