Главные оппозиционные страты России на 1827 год

4 июля, 10:19
В отчёте III Отделения (политической охранки) за 1827 год перечисляются главные оппозиционные страты России.

Подумалось, что за двести лет состав этих страт принципиально не изменился (ну с какими-то небольшими изменениями, конечно, в духе нашего времени). Видим тут и русских националистов, и прозападную молодёжь, и творческую интеллигенцию, и коррумпированную часть чиновничества, и западное влияние, и т.п. И сакральная роль царя против «плохих бояр».

«Молодёжь, т.е.дворянчики от 17 до 25 лет, составляют в массе самую гангренозную часть Империи. Среди этих сумасбродов мы видим зародыши якобинства, революционный и реформаторский дух, выливающийся в разные формы и чаще всего прикрывающийся маской русского патриотизма. Тенденции, незаметно внедряемые в них старшими, иногда даже их собственными отцами, превращают этих молодых людей в настоящих карбонариев. Всё это несчастье происходит от дурного воспитания. Экзальтированная молодёжь, не имеющая никакого представления ни о положении России, ни об общем её состоянии, мечтает о возможности русской конституции, уничтожении рангов, достигнуть коих у них не хватает терпения, и о свободе, которой они совершенно не понимают, но которую полагают в отсутствии подчинения. Главное ядро якобинства находится в Москве, некоторые разветвления - в Петербурге. Но тайные политические общества не образуются без иностранного влияния.

Масса недовольных слагается из следующих элементов:

- Из так называемых русских патриотов, воображающих в своём заблуждении, что всякая форма правления может найти применение в России: они утверждают, что Императорская фамилия немецкого происхождения, и мечтают о бессмысленных реформах в русском духе.

- Из взяточников и лихоимцев, которые боятся суровых мер, направленных против их злоупотреблений.

- Из гражданских чиновников, жалующихся на то, что их держат в чёрном теле, отдавая предпочтение военным и затрудняя им даже получение отличий.

- Из литераторов и части читающей публики. Литераторы испытывают некоторый страх перед преследованиями, а читатели жалуются на то, что мысли их подвергаются стеснению.

- Из помещиков, которые жалуются на недостаток правосудия и недостаточное стремление изменить ход дел.

- Из раскольников.

Но, несмотря на всё это, Государь-Император пользуется всеобщей любовью: любят лично его, несмотря на все неудовольствия, ценят его личные качества и приписывают зло другим. При всяком новом проявлении великодушия или самоотвержения со стороны монарха все инсинуации фрондирующих стушевываются».