Государственное фальшивомонетчество Пруссии

25 мая 2023, 22:52
Недавно писал о том, что в XVIII веке войны стали технологичными, и требовали теперь денег и только денег.

Крупные державы решали по-своему задачу добычи денег. Западноевропейские (Англия, Франция и Голландия) – вкладывали деньги во флот (хайтек того времени), чтобы интенсивнее грабить колонии и туземцев. В России появилось второе, жесточайшее издание крепостного права, чтобы выкачивать деньги из пролов без остатка.
В Пруссии тоже ужесточилось крепостное право, но одновременно появилось и необычное ноу-хау по добыче денег – государственное фальшивомонетчество. Как одно из его последствий – оно подтолкнуло европейские державы на выпуск бумажных денег. Об этом проекте пруссов пишет экономический историк Василий Григорькин («Экономическая история», №1, 2023):

«Королевские финансисты доложили Фридриху II, что на кампанию будущего 1758 г. денег в бюджете не хватит, даже с учётом годовой субсидии от Великобритании в 670 тыс. фунтов-ст., которую Пруссия получала с апреля 1757 г.
Требовались решительные шаги по увеличению количества денег для восстановления потрёпанной армии - либо сворачивание активных операций, пассивная оборона и неизбежная гибель под неумолимым давлением французов, австрийцев и русских. Денег же не было - уже в ноябре 1757 г. Фридрих даже пожертвовал всё столовое серебро королевской фамилии для переплавки в монету.
Тогда, в обстановке глубочайшей тайны, было решено пойти на тройное преступление. Речь идёт о порче монеты и вытекающих отсюда последующих шагах:

1)необходимо увеличить количество монет, производимых из марки (233,8 г) серебра, с 14 до 19 талеров, что было 36% девальвацией валюты Пруссии;
2)основную массу девальвированных монет производить на захваченных саксонских монетных дворах, старыми саксонскими же штемпелями, с ложными довоенными датами;
3)полученные новые монеты отправлять на оплату военных закупок за пределами Пруссии – в Саксонии, Франконии, Польше, Восточной Пруссии (уже захваченной русскими), Богемии и Моравии, Мекленбурге.

Фальшивый золотой саксонский август-дор даже внешне отличался от настоящего. В нём было в 3 раза меньше благородного металла.
Золото, в отличие от серебра, не теряет привлекательного внешнего вида ни при 750-й пробе, ни при 650-й. При таких процентах примеси серебряная монета уже начинает сереть, тускнеть, а при попытке её протереть серебро окрашивается в абрикосовый цвет.

Прусский король развил производство фальшивых денег до огромных размеров и придал ему международный размах.
В обращение стран Европы поступило более 200 млн поддельных рейхсталеров, причём прямые военные издержки самой Пруссии составляли 125 млн. (т.е. это почти два годовых военных бюджета).

К чему привели эти операции? С одной стороны, стремительность инфляции серебра позволяла пруссакам покупать припасы с опережением роста цен и вовремя выплачивать жалованье армии. Пруссии удалось держать бюджет и не делать внешних заимствований.
С другой стороны, бесконтрольная эмиссия и массовая порча монеты Фридрихом II вызвала почти полное разрушение финансовой системы центральной Европы.
По закону Коперника-Грешема ухудшенные деньги вытесняют из обращения полновесные, поэтому немецкие князья - соседи Пруссии были вынуждены добровольно понижать содержание серебра в своих монетах, иначе они бы сразу уходили в сбережения или вывозились для перечеканки в Пруссию. Они не могли заблокировать границу, а принимать фальшивую монету по означенному на ней номиналу значило нести потери при каждой сделке, да ещё финансировать Пруссию. 

«Вымывание» драгоценных металлов сказалось даже на Великобритании - во второй половине войны там была проведена политика перевода денежного оборота страны на безналичный расчёт - бумажные векселя, поскольку остро ощущалась нехватка наличной монеты (выпуск шиллинга прекращен в 1758 г.; то же относится к монетам в 6 пенсов, выпуск серебряной кроны возобновят только в 1818 г.).
В Австрии начался выпуск «банкцетелей» - бумажных денег».