«14 мая 1918 г. в Челябинске незначительный конфликт на бытовой почве между легионерами (чехословаками – Т.), с одной стороны, и военнопленными немцами и венграми - с другой, привел к столкновению чехословаков с местным Советом (большевистско-левоэсеровским – Т.), который они, пользуясь превосходством в силах, разогнали.
Этот инцидент был крайне болезненно воспринят в Москве. Он послужил основанием для ареста руководителей отделения ЧСН в России, а также приказа о полном разоружении Чехословацкого легиона. Соответствующее распоряжение на места отправил нарком по военным и морским делам Л.Д.Троцкий. В случае сопротивления он угрожал объявить чехословаков «вне закона». Попытка исполнить этот приказ привела к новым столкновениям легионеров с представителями местных Советов, которые в значительной мере стихийно переросли в общее выступление Чехословацкого легиона против большевистской власти».
(«Россия и современный мир», №3, 2019)
«27 мая С.Войцеховский взял Челябинск. В тот же день Гайда телеграфирует по всей линии: «Всем эшелонам чехословаков. Приказываю по возможности сейчас же наступать на Иркутск. Советскую власть арестовывать».
Сводка Штаба Чехословацкого корпуса действующего на Восточном фронте за 22 июня гласит: «27 мая занят Нижнеудинск, Новониколаевск, Мариинск. 31 мая - Канск. 10 июня - Омск. 20 июня наши войска прошли через Красноярск. Железнодорожная линия от Самары на Волге до Нижнеудинска в наших руках. Также и железнодорожная линия - Новониколаевск - Барнаул, Омск - Тюмень». Вся Транссибирская магистраль оказалась в руках чехословаков».