"Иезуитская изощренность" або як загорталась сталь

14 января 2017, 11:35
Как сталь может "загортатись" и почему "боротьбистская" концепция мало что объясняет?



Естественно, что я знаю, что сталь «гартується», а не «загортається». Меня когда-то давно повеселил такой вариант перевода, а сейчас я его вспомнил по следующему поводу. Призраки надуманной истории заставляют верить, что вся история украинцев – это борьба всех против всех, а точнее – борьба «своих» против «чужих». 



Получается, что наш народ закалялся в постоянной борьбе, начиная с трипольских времен (а может и раньше), и все закончилось тем, что мы сейчас имеем на выходе. Кажется очевидным, что такая «боротьбистская» концепция слишком мало что объясняет. Кое-где она вообще бросает на прошлое столько отвлекающих теней, способна скорее запутать и сбить с пути истинного и наивного искателя «правды» и «истины».Более того, плывя по течению этой реки, мы вынуждены отказаться от части своего культурного и исторического наследия, и подарить его другим народам.



Проследим, как господствующий у нас подход в описании прошлого, как ножом, страница за страницей отсекает важные исторические события. Учет же более широкой исторической палитры мог бы теснее связать нас с европейской цивилизацией. Речь идет о том периоде времени, когда украинцы были интегрированы в европейские процессы. Но тут та самая Европа начала к нам засылать иезуитов, тех «хитрых», «коварных» и «подлых» шпионов Ватикана, которые только о том и думали, чтобы погубить наш многострадальный народ. Именно такую ​​характеристику этого ордена обычно можно встретить в украинском культурном и информационном пространстве даже сегодня.



Масса художественной и научной литературы еще со времен Российской империи доказывала, что западный мир хочет закабалить и уничтожить «Святую Русь». Будто и «Русь» была и жила по какими-то особым морально-этическими законам, которые нужно было сохранить любой ценой, даже пожертвовав миллионами человеческих жизней. Тезис об особой миссии вымышленной «Святой Руси» в противостоянии агрессивному и бездуховному Западу красной нитью проходит через все интеллектуальные дискуссии в России, а со временем оформляется в борьбу «прогрессивной советской социалистической системы» против «международного империализма».



Во времена президентства Путина россиянам снова удалось оседлать конька борьбы против «обезумевшего» Запада и Гейропы. Опять Россия проявляет враждебность к западной цивилизации и требует признать ее право на «особую» роль и место в мире. «Запад нам должен за победу над фашизмом, где бы он был бы без нас? Запад - мир бездуховности, безнравственности и разврата», - вот основные оценки западной цивилизации, которые многократно и ежедневно звучат в российских СМИ.

Случилось так, что украинцы не только не вышли из «русского мира», они не вышли даже из российского информационного и культурного пространства. Как следствие, именно значение терминов «иезуит» и «иезуитский» продолжает сохранять исключительно негативные коннотации и применяются, когда нужно упрекнуть в хитрости и коварства. Тот факт, что в иезуитском коллегиуме получали образование Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа, Пилип Орлик, Иннокентий Гизель, Стефан Яворский и многие другие, канонические и второканонические участники «вечной борьбы», мы в расчет не берем.



Нам есть над чем задуматься в восприятии прошлого. Опыт показывает, что разве только река российской истории может иметь единое русло, с цементируемой берегами и зелеными человечками, которые эти берега охраняют. Для европейской демократической Украины является абсурдом воспринимать прошлое в черно-белых цветах, через призму «свой-чужой», а в процессе этого отворачиваться от ценных и важных страниц нашего прошлого, часть из которых является важным опытом европеизации и модернизации. Прошло уже много лет с момента, когда «украинец» Кий основал «мать городов русских» Киев, а князь-«козак» Вольдемар привел в него греческих попов. И там, где они сегодня заправляют, там и продолжается граница ихнего мира. 

Итак, к чему я клоню? В 1993 году львовский журналист Александр Кривенко писал:

Я не можу любити містично-героїчну Україну з її кредо "пан або пропав". Колись мої предки - простодушні східняки - перейшли Батиєві дорогу до Європи, не думаючи наскільки це доцільно.

Принципові українці врятували європейців ціною власного життя, свободи і врешті-решт - свого місця в Європі. А хитренький галичанин Данило зігнувся перед Батиєм і збудував державу, з якої пішла сучасна Україна.

Врешті, необов'язково ходити вглиб віків. Поет Стус ціною власного життя ствердив нескореність неіснуючої нації, а в той час відомий поет ціною лизоблюдства сприяв формуванню цієї нації.

Есть ли здесь какая-то параллель с современностью? Не знаю. Но ни на сайте УПЦ МП, ни на ихних культовых сооружениях вы нигде не найдете упоминания «московского патриархата». И я не удивлюсь, что когда-нибудь они официально откажутся от этой неудобной в сегодняшнее время приставки, оставаясь по сути цепными псами «русского мира» и сделать с этим ничего будет нельзя, ибо страна у нас свободная и свобода совести – понятие ключевое. А искать здесь, кто «свой», а кто – «чужой» - это как требовать в армянском ресторане соблюдения квот на трансляцию музыки на украинском языке.