Инквизиция, евреи, Новый Великий Иерусалим и Английский банк

16 февраля 2023, 21:18
Часто усматривают в гниении Испании, Португалии и отчасти Италии в XVI-XVII веках экономические причины (в т.ч. «голландскую болезнь» - большой приток ценных металлов из колоний). Но была не менее важная политическая причина – введение Инквизиции в ходе Контрреформации.

Есть данные по Португалии: с 1543 по 1648 г. было сожжено 1379 человек, а осужденных за тот же период было 19.247; сотни людей умерли в тюрьмах без суда. Цифра кажется небольшой, но надо понимать, что Инквизиция в основном свирепствовала среди купцов и интеллигенции (т.е. образованных людей, кто мог читать книги, в т.ч. и запрещённые – протестантские), и значительно выбила эти классы. Была введена жесточайшая цензура, фактически отменена наука. В целом возникла особенная ненависть к образованию. Инквизиция получила право посещать даже частные дома после смерти человека, обладавшего (даже по слухам) книгами и рукописями, чтобы проверить их и в случае необходимости отобрать (и сжечь).

Зато росло невиданными темпами число монастырей. Их число в Португалии достигло в 1628-1630 гг. 450 (столетием назад их было около 200).

Если до первой трети XVI века молодые португальцы делали карьеру в области мореплавания и всей науки, что связана с ним (кораблестроение, изготовление навигационных инструментов, карт, описаний, лингвистики и т.п.), то теперь они шли в силовики-инквизиторы и монахи – новый социальный лифт.

Если в 1540 году в Португалии было 800 крупных купеческих семей, завязанных вокруг колониальной торговли, то к началу XVII века их осталось менее 130.

Купцы, интеллигенция и активная молодёжь бежали из Португалии – главным образом в Амстердам и вообще в провинции будущей Голландии – самую терпимую к вере, идеям и поведению людей землю. С собой они увозили большие деньги, знания и опыт колониальных завоеваний. Точно также эти слои бежали из Испании и Италии. Так католическая Контрреформация породила первого мирового гегемона – Голландию.

Впечатляющая история о том, как деятельность инквизиторов негативно отразилась на долгосрочном развитии стран Пиренейского полуострова в 16-17 веках подтверждается современными экономическими исследованиями.

Экономисты Маурисио Дреличман (Vancouver School of Economics (Канада), Джорди Видаль-Роберт (University of Sydney (Австралия) и Ханс-Йоахим Фот (University of Zurich (Швейцария) собрали данные более чем о 67 тысячах инквизиционных процессов за 450 лет, «наложили» их на карту Испании, измерили уровень активности инквизиторов (количество и частота процессов), а потом сравнили с уровнем экономического развития муниципалитетов и доходов их жителей.

Оказалось, что последствия активности инквизиторов ощущаются обществом даже столетия спустя - где такая активность была выше, там уровень дохода ниже. Даже сейчас, через 200 лет после отмены инквизиции. 

Если поделить все испанские муниципалитеты на три равные части, то в трети регионов с наименьшим уровнем преследований ВВП на душу населения составляет в среднем 19450 евро; в трети регионов, где инквизиция действовала в течение трех лет из каждых четырех, то есть наиболее жестко, средний ВВП на душу населения составляет 18000 евро. Еще одна треть, со средним уровнем интенсивности инквизиции, по ВВП на душу населения также находится примерно посередине между первыми двумя, пишут исследователи.

Причину ученые видят в первую очередь в низком уровне межличностного доверия на территориях, пострадавших от деятельности инквизиторов. Там, где сосед, родственник, или случайный знакомый мог оказаться провокатором или доносчиком, люди стремились свести к минимуму социальные взаимодействия - и в результате деловая и инвестиционная активность оказывались ниже. И денег у людей оказывалось в итоге меньше.

Если углубиться в эту историю, то можно понять, что исход португальских, испанских, итальянских купцов, инженеров, книжников, картографов, кораблестроителей и т.п. людей из hi-tech того времени (а все эти области экономики были для XVI-XVII действительно hi-tech) создали современный капитализм в северо-западном углу Европы. Так, католическая инквизиция/контрреформация со своей ненавистью к свободе веры, науке, образованию и прогрессу опосредованно создала новый мир и новую цивилизацию.

Например, вот так португало-испанские марраны (евреи-сефарды, вынужденные перейти в католичество, а потом изгнанные инквизицией с Иберийского полуострова и снова перешедшие в иудаизм) создавали финансовую систему Голландии, Англии и Германии (а банки, биржи, акционерный капитал – тоже по тем временам hi-tech):

«Марраны сыграли огромную роль в экономическом подъеме Голландии в XVI-XVII вв. - их переселение туда привело к движению капиталов из Португалии в Голландию.

Типичным примером, отражающим перемещение капиталов с Пиренейского полуострова в Голландию, является история семьи Лопес Суассо. Банкир Антонио Лопес Суассо (1614-1685 гг., известен также как Исаак Израэль) женился на представительнице богатейшей и старинной сефардской семьи де Пинто. Известно, что Антонио Лопеса Суассо был самым крупным налогоплательщиком Амстердама. Его старший сын, Франсиско Лопес Суассо (1657-1710 гг., известен также как Авраам Израэль), был одним из наиболее богатых евреев Голландии и одним из наиболее влиятельных банкиров в Европе в конце XVII — начале XVIII в.

Франсиско Лопес Суассо предоставил в 1688 г. значительную ссуду в 2 млн. гульденов Вильгельму Оранскому для захвата английского престола, обеспечив при этом и переброску войск в Англию. Вильгельм Оранский, захватив английский трон, став королём Вильгельмом III и создал Английский банк, ставший в XVIII в. важнейшим финансовым центром мира. Во время правления Вильгельма III представители семьи Лопес Суассо играли заметную роль в финансовой жизни Англии. Франсиско Лопес Суассо первым браком породнился с представительницей гамбургской банкирской семьи Тексейра, одной из богатейших среди португальских евреев, а вторым - с семьёй богатых евреев да Коста (вторая жена Франсиско Лопеса была дочерью управляющего Банка Англии).

Семья Лопес Суассо была тесно связана с голландской Ост-Индской компанией, акционерами которой были представители семьи (важнейшая часть акционерного капитала голландской Ост-Индской компании принадлежала евреям-марранам).

Важное место в финансовом мире Нидерландов занимала семья Перейра - сефарды, выходцы из португальских марранов. В XVII в. Исаак Перейра занимался в Амстердаме торговлей с Вест-Индией и Америкой. Во многом благодаря марранским капиталам стало возможным снаряжение из Европы больших заморских торговых экспедиций в XVII-XVIII вв. В Новом Свете и в Англии семья была известна под более ранним еврейским именем Абендана. Известно, что Якоб Перейра (один из потомков Исаака) из Амстердама стал одним из главных спонсоров (наряду с Лопес Суассо) для снаряжения военной экспедиции в Англию принца Оранского, которая привела к воцарению его на английском престоле, к «Славной революции», а также к созданию Английского банка. В конце XVII - начале XVIII в. одним из наиболее богатых людей Англии был Моисей Лопес Перейра (другой представитель семьи Перейра).

В XVII-XVIII вв. Амстердам из-за обилия евреев и роста их влияния называли новым Великим Иерусалимом. Известно, что значительная часть акционерного капитала голландской Ост-Индской компании была в их руках».