Однако идеалы революции быстро ушли в тень, власть взяли клерикалы, всегда считавшиеся антиреволюционной силой, антимодернистской. Изначально лидер антишахского движения, после взятия власти, аятолла Хомейни выдвинул концепцию «экспорта революции» в соседние страны. Чем вам не повтор мысли Прудона/Троцкого о «перманентной революции». Но спустя годы этот запал угас, революция осталась в риторике, плакатах, на деле же - контрреволюционная деятельность.
Прям как в СССР. С началом арабской весны Иран включился в этот ход механизма истории и вспомнил про «экспорт революции», поддержав свержение Мубарака в Египте, Каддафи в Ливии, Бен Али в Тунисе, выступив на стороне восставших хуситов в Йемене, оказывая содействие протестующим в Бахрейне (где шиитов большинство), но споткнулся о Сирию. Тамошний всплеск протеста Тегеран расценил как неправильный. Оказалось, что бывают тираны правильные и неправильные. «Свои сукины сыны» и не свои. Иран пытался подхватить эту волну революционных настроений в регионе, но ключевой фактор показал — этот замаскированный идеализм был всего лишь прагматизмом в чёрной чалме.
Иран сегодня типичная бюрократическая страна с постимперскими комплексами. А-ля возродим Персидскую державу, вернём свои земли в «родную гавань»!. Шиитские Клерикалы — это аналог российского РПЦ, они заседают везде: бизнес, инновации, образование, армия, идеология, естественно. Забыл сказать, что Иран официальная теократия. Во главе ее находится аятолла, высший духовный сан, обладающий безграничным влиянием, рахбар Али Хаменеи.
Клерикалы - это те же бюрократы светские, но отвечающие как бы за духовную, на самом деле, внутренне интимную часть человеческого здесь-бытия. Оттого их гнёт ещё более изощрён и невыносим. Шиитский клерикализм берет свою преемственность со времён ещё древней Персии, когда маджи (откуда происходит слово маги) выступали распределителями и организаторами духовно-ритуальной жизни. Их власть была сродни силе и влиянию самого шаха. Это целостная каста.
Основатель Сасанидской династии в Персии был из рода жрецов.
Посему жреческая традиция в Иране глубокая и реинкарнирована и нынешний клерикальный режим.
Она то и дело задвигала воинское сословие на задворки.
Был такой в 16-17 веках барон Эдуард Герберт из Чербери, теоретик религиозного дискурса. Так вот он сформулировал пять общих понятий религии. Но интересен здесь не этим. Он принципиально утверждал, что священники и жреческая каста обманом навязывают людям поклонение идолам и культивируют суеверия ради удовлетворения своих корыстных целей.
Попы хорошему не научат!