Как чуваши оказались под московским господством: оккупация горной стороны

7 февраля, 20:49
Следующий этап колонизации неразрывно связан с эпизодом противостояния Казанского ханства Московии в 1540–1550-е годы. В Казанском ханстве чуваши составляли значительную (До 50%, по данным В. Д. Димитриева) часть платившего подати населения, а их князья наряду с «черемисскими» и «вотскими» [1] входили в состав нижнего уровня признанной знати. Верхушка же государства состояла из татар-кыпчаков и исламизированной части булгарской аристократии.

К середине XV века Горная сторона ханства — правобережье Волги, населенное чувашами и марийцами, — стало полем битвы между казанскими и московскими войсками. Боевые действия увеличили налоговое бремя чувашей, часть из них оказалась на военной службе в ханской армии. В мирные годы Москва лоббировала нахождение на казанском престоле лояльной ей фигуры. Подчинение московскому влиянию в период с 1487 по 1521 год приостановило кровопролитные войны. Также была проведена реформа, позволившая чувашам платить меньший налог.

Мирное сосуществование длилось недолго — в конце 1540-х в кулуарах московского правительства митрополита Макария родился проект захватнической войны. Ее идеолог Иван Пересветов, по сути, заложил первый камень в фундамент идеологии российского империализма, предложив завоевать «подрайскую землицу» Казань под предлогом обеспечения собственной безопасности, даже если бы она с Москвой «и в дружбе была».

В 1551 году московиты блокировали все речные пути Казанского ханства и основали на его территории крепость Свияжск; часть местного чувашского и марийского населения дала присягу московскому царю. Некоторые из принявших присягу считали, что в основе политики Москвы по-прежнему лежало утверждение на казанском престоле лояльного ей хана для сохранения мира [2]. Другая часть чувашей и марийцев поддалась на широкомасштабный подкуп, который вели свияжские воеводы. Так, некоторых представителей местного населения они отправляли ко двору царя, где тот «жаловал великим жалованьем» и склонял их к переходу в свое подданство. На основании приема одной из таких делегаций, бившей «челом ото всее Горние стороны», царь признал Горную сторону самостоятельной областью в составе Московии, а самих «горных людей» отправил походом на Казань — как сейчас бы сказали, в качестве пушечного мяса (Годами ранее Казань не могла взять целая армия московитов).

Вокруг вышеописанных событий российская историография создала мифологему о «добровольном» вхождении чувашей в состав Московского царства. Фактически же речь шла об аннексии части территории суверенного государства, которую не признал ни ставленник Москвы хан Шах-Али, при посредничестве которого чуваши и были приведены к присяге, ни сами чуваши: уже в начале 1552 года московские воеводы писали, что «изменили горные люди, а сложилися с Казанью». Хотя проказанское чувашское восстание было подавлено, общая лояльность чувашей московскому царю теперь вызывала сомнения, а потому к штурму Казани 2 октября 1552 года оставшиеся в подчинении Москве чувашские отряды допущены не были. После падения Казани начался период национально-освободительной борьбы чувашского и других народов, серия «черемисских войн» продолжалась еще по меньшей мере три десятилетия.

[1] Черемисы — дореволюционное название этнической группы мари (марийцев), вотяки — удмуртов. Оба слова являются оскорбительными экзоэтнонимами — названиями, которые использовали по отношению к марийцам и удмуртам, игнорируя их самоназвания.

[2] Важно отметить, что годами ранее чуваши и марийцы просили сместить с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея, но тогда их устремлениям не суждено было сбыться.