После бунта ордынской знати и многолетней борьбы за трон известной нам как "Смута" в Московии к власти пришли Романовы.
Романовы были не первыми правителями, при которых церковь получила больше власти и управлялась страна более патриархом чем имеющим статус чуть ли не шута - царем.
Чингизиды очень сильно боялись пролить кровь родственников, ибо таким образом могли навлекти на себя проклятье. Посему очень часто они своих братьев по "благородной" линии лишали зрения (Василий Темный), травили (тот же Иван Грозный) или ссылали в монастырь.
Имевший не менее прав на правление Москвой чем Годунов, Федор Романов, более известный нам как патриарх Филарета был сослан в монастырь.
Его отправили в отдаленный монастырь на Северной Двине, где он и готовил свой заговор.
Учитывая, что царем он уже стать не мог, Филарет возвел в 1613 году на трон своего сына - Михаила.
После избрания Михаила Федоровича, сына Филарета, царем, игумен монастырь на Северной Двине - Ион понял, что пришло его время.
Ранее монастырь судился с несколькими соседними деревнями Емецкого стана: монастырь утверждал, что деревни принадлежат ему, крестьяне настаивали на своем статусе свободных людей.
В 1610 году Василий Шуйский поставил точку в разбирательстве, отписав деревни в черные сохи, т.е. признав крестьян лично свободными.
В 1613 году Романовы пересмотрели его решение.
Иона выслал вооруженную экспедицию во главе с Иваном Сибирцем и Бахтеяром Исаевым, которые разоряли дворы крестьян, ломали печи и насильно везли крестьян в монастырские села.
Это лишь один из эпизодов грандиозной рабовладельческой революции, проведенной Романовыми.
Еще в XVI веке рабство не было распространено на Руси.
После оккупации Новгорода и Твери Москвой их население по-быстрому обратили в рабство.
Романовы в течение буквально пары десятилетий еще более усугубили ситуацию.
Придя к власти, они немедленно раздали большую часть населения во владение помещикам - в итоге сплошная зона крепостничества расширилась к 1620-м годам аж до Белоозера.
Так что доромановская Московия - это свободная страна, живущая хуторами, а романовская - страна рабовладения и крупных плантационных хозяйств, называемых по недоразумению деревнями (этакий прототип колхозов).
Оно в общем и понятно: обратив христиан в рабство, помещики свезли своих белых негров из хуторов в деревни - чтобы их было проще контролировать.
В общественном сознании эта колоссальная рабовладельческая революция по сути не представлена и сегодня.
Что в принципе логично объяснимо.
История России - это история империи и госаппарата, а не народа.
Рабов сызмальства приучают идентифицировать себя с хозяевами, и смотреть на мир с точки зрения принадлежности к господину.
Поэтому история российская представляет из себя историю дворцов, балов и войн, а не историю нищих и голодных рабов.
Согласитесь, будь иначе - смогли бы народные массы как сегодня гордиться достоянием своих хозяев - их богатством, могуществом, нефтью и газом.
Если бы история России была бы историей угнетенных рабов, то сейчас бы по России жгли дома олигархов, а их самих вместе с опричниками распинали вдоль дороги или просто вешали на фонарных столбах.
Но...
Рабы остаются рабами, и сегодня их патриотизм - это по сути гордость за своих хозяев и готовность умереть за их собственность.