Как совки и нацисты Польшу делили

28 сентября 2023, 09:27
27 сентября 1939 года в Москву для окончательного решения "польского вопроса" прибыл министр иностранных дел Германии Йоахим фон Риббентроп.

28 сентября он вместе с Вячеславом Молотовым подписал германо-советский договор о дружбе и границе. Договор был коротким, всего из четырех статей и трех протоколов: одном конфиденциальном и двух секретных. Договор устанавливал окончательную линию разграничения между Германией и СССР на месте бывшего польского государства и рассматривал вышеприведенное переустройство как "надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами". В протоколах речь шла о порядке перемещения немцев, украинцев и белорусов с территорий, занятых Германией и СССР, рассматривался вопрос о Люблинском воеводстве и совместном подавлении польской агитации на занятых территориях.

В результате визита Риббентропа Польша окончательно исчезла с карты, ее поделили всю, без остатка. Причем, в подписанном договоре речь уже шла о "дружбе между народами". В декабре 1939-го Сталин напишет Гитлеру в ответ на его поздравительную телеграмму: "Дружба народов Германии и Советского Союза, скрепленная кровью, имеет все основания быть длительной и прочной".

По случают подписания договора 28 сентября 1938 г. в Кремле был устроен роскошный банкет, где водка и вино лились рекой — Сталин торжествовал победу. Советник германского посольства Густав Хильгер, присутствовавший на банкете, насчитал 22 тоста, которые были подняты представителями обеих сторон.

По словам Хильгера, Сталин приветствовал всех гостей, включая стоявшего за креслом Риббентропа его адъютанта, оберштурмбаннфюрера СС Рихарда Шульце. Офицер СС не должен был участвовать в совместном распитии, но Сталин протянул ему бокал, подняв тост "за самого молодого из присутствующих". Хозяин Кремля сказал Шульце, что ему "очень идет эта черная форма с серебряными нашивками", потребовав, чтобы молодой эсэсовец в следующий раз приехал в Советский Союз именно в этом мундире.

Шульце выполнил просьбу Сталина: в СССР он оказался в июне 1941 года в качестве командира роты, а потом и батальона полка "Лейбштандарт СС Адольф Гитлер".