В продолжение темы придумки основ современной армии голландцем Морисом Нассау (муштра солдат, отсутствие свободного времени у солдата, разбивка войска на отделения-взводы-роты-батальоны, профессиональное офицерство).
«Авторитет принца Мориса основывался на освобождении десятков укреплённых городов от испанцев - будь то внезапный штурм или продолжительная осада, все они строились с невиданной технической точностью и согласованностью. Нововведения не держались в секрете: в 1596 г. его кузен и близкий сподвижник Иоганн II Нассау поручил художнику Жакобу де Гейну создать иллюстрации каждого движения аркебузиров, мушкетёров и пикинеров в соответствии с новыми методами обучения. Книга, опубликованная в 1607 г., содержала иллюстрацию во всю страницу, сопровождаемую соответствующей командой. Начинающий сержант (или сам обучаемый новобранец) мог своими глазами увидеть, как следует выполнять команду.
Морис также основал в 1619 г. военную академию для обучения офицеров - опять же первую в Европе. Один из выпускников этой академии поступил на службу к королю Густаву Адольфу и ввёл в Швеции практику голландской муштры. От шведов новый метод обучения с самыми различными вариациями начал распространяться и среди других европейских армий. Первыми восприняли нововведение протестанты, затем французы и позже всех испанцы.
На востоке русские сделали соответствующие выводы, и спустя поколение после перевода на немецкий, в 1649 г., книга вышла на русском языке (став первым переводом научной книги в стране). Несмотря на значительное отставание, подобным образом армия Романовых пыталась поспеть за развитием Западной Европы.
Турки же отказались верить в то, что неверные смогут одержать верх над испытанными способами обучения и построения мусульман. Даже после длительной полосы поражений (1683–1699, 1714–1718 гг.), попытки обучения войск по европейскому способу лишь вызвали успешный янычарский мятеж 1730 г. Только после ещё одного столетия военных катастроф султан упразднил янычарские войска и перешёл к модернизации обучения и тактики войск. Однако к этому времени момент был упущен. Политическое единство и дух империи понесли невосполнимый ущерб, и все попытки догнать европейцев не могли предотвратить разгром и последующий развал Османской империи в 1918 г.»